Налоговый дайджест ЛКП №16

Читайте самые актуальные новости в области налогообложения от ведущих экспертов практики «Структурный и налоговый консалтинг»

⚡️Структура дайджеста, если коротко:
▪️ Стали известны основные направления налоговой политики на 2023 - 2025 годы;
▪️ Судебные расходы: арбитры выяснили, когда затраты на представителя УФНС не взыскивают с организации;
▪️ Камеральная проверка: суд указал на случай, когда налоговики вышли за пределы проверяемого периода.

1.            Стали известны основные направления налоговой политики на 2023 - 2025 годы

2.            Судебные расходы: арбитры выяснили, когда затраты на представителя УФНС не взыскивают с организации

3.            Налоговый контроль

3.1.      Камеральная проверка: суд указал на случай, когда налоговики вышли за пределы проверяемого периода

3.2        Неприменение ККТ: бухгалтерам разъяснили нюансы привлечения к административной ответственности

1.            Стали известны основные направления налоговой политики на 2023 - 2025 годы

В Госдуму внесен[1] проект бюджета на 2023 год. Одно из приложений к нему - основные направления налоговой политики. По некоторым положениям в части НДФЛ и страховых взносов уже разработан Проект[2]  изменений в НК РФ, перечислим наиболее интересные положения:

1)            по кадастровой стоимости планируют облагать все объекты недвижимости организаций, кроме ряда сооружений[3].

В настоящее время налог на имущество организаций исчисляется по кадастровой стоимости только в отношении торговой или офисной недвижимости, или объектов бытового обслуживания, попавших в региональный Перечень.

Переход на уплату налога по кадастровой стоимости серьезно увеличит налоговую нагрузку на бизнес, но при этом автоматически из объекта налогообложения будут исключены неотделимые улучшения арендаторов, а также снимутся некоторые учетные проблемы исчисления налога, связанные с пробелами в законодательстве о бухгалтерском учете.

2)            планируют урегулировать уплату НДФЛ с дохода работников, трудящихся за рубежом. Их зарплату предлагают относить к доходам от источников в РФ[4].

Сейчас по общему правилу к доходам от источников в РФ относится оплата за выполнение работы в РФ. Если же работник находится за границей, то доход считается полученным от источников за пределами РФ. Если при этом работник не является налоговым резидентом РФ, то доход не облагается НДФЛ, даже если работодатель российский.

Планируется, что к доходам физлиц от источников в РФ будут отнесены выплаты дистанционным работникам за выполнение трудовой функции, если трудовой договор заключен с российской организацией (кроме обособленных подразделений, зарегистрированных за границей), а также с зарегистрированным в РФ подразделением иностранной организации. Соответственно, такая оплата труда будет облагаться НДФЛ в России. При этом не будет иметь значения, где физически находится такой работник.

3)            собираются ввести норматив необлагаемых НДФЛ и страховыми взносами компенсаций, которые перечисляют дистанционным работникам за использование личного или арендованного оборудования, программ и т.п.[5].

Ст. 312.6 ТК РФ обязывает работодателя выплачивать компенсацию за используемое им для выполнения своих трудовых функций оборудование и программы, а также компенсировать расходы, связанные с ними. При этом размер такой компенсации устанавливается локальным актом, коллективным или трудовым договором.

Тем самым, на сегодняшний день из-под налогообложения НДФЛ и страховыми взносами выводится[6] вся сумма установленной работодателем компенсации, в том числе и не подтвержденная расходами дистанционного работника. Главное условие - размер компенсаций должен быть определен коллективным договором, локальным нормативным актом, принятым с учетом мнения профсоюза, трудовым договором, дополнительным соглашением к трудовому договору.

Предполагается установить необлагаемый НДФЛ и взносами верхний потолок такой компенсации в размере не более 35 рублей за каждый день выполнения трудовой функции дистанционно без документов, либо в сумме документально подтвержденных расходов работника. Размер такой компенсации должен быть установлен в коллективном договоре, локальном нормативном акте, трудовом договоре или в дополнительном соглашении к нему.

4)            предлагают нормировать суточные, которые не облагают взносами. Речь идет о выплатах сотрудникам, у которых разъездная работа или которые трудятся в пути[7].

Статья 168.1 ТК РФ обязывает работодателей возмещать работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, расходы, связанные со служебными поездками. Возмещению подлежат расходы по проезду, расходы по найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), а также иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя.

Сейчас данная компенсация освобождена от НДФЛ и страховых взносов в полном размере. Главное, чтобы размеры суточных были зафиксированы в трудовом или коллективном договоре, локальном нормативном акте.

Теперь же планируется установить для указанных выплат лимит, за пределами которого придется начислять взносы и НДФЛ. Согласно законопроекту суточные или полевое довольствие работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, либо работающим в полевых условиях или участвующим в работах экспедиционного характера, не будут облагаться НДФЛ и взносами только в пределах 700 рублей за каждый день.

Аналогичный необлагаемый лимит будет установлен для надбавки вахтовикам (за каждый день работы и за дни нахождения в пути до места вахты и обратно). На выплаты, превышающие указанный лимит, нужно будет начислять НДФЛ и взносы.

5)            предполагается рассмотреть и принять множество новшеств для физлиц в части исчисления НДФЛ

Доходы, полученные физлицами от продажи имущественных прав, в целях налогообложения НДФЛ будут уменьшаться на сумму подтвержденных расходов на приобретение таких прав.

Букмекерские конторы, тотализаторы, организаторы лотерей будут исчислять НДФЛ с любой суммы выигрыша, а не только с превышающей 15 тысяч рублей, как сейчас. Раньше этот порог действовал и для выигрышей в казино и игровых автоматах, но был отменен в 2020 году. Так что у граждан теперь не останется обязанностей отчитываться и платить налог самостоятельно по сравнительно небольшим выигрышам в тотализаторах и лотереях.

Граждане, на обеспечении которых находятся дети или подопечные, признанные недееспособными, смогут получать стандартный (так называемый детский) налоговый вычет вне зависимости от возраста такого ребенка (подопечного). Напомним, что это вычеты по 1 400 рублей в месяц на первого и на второго ребенка, 3 000 рублей - на третьего и каждого следующего, 12 тысяч рублей - на каждого ребенка-инвалида. Такой вычет применяется в течение года до месяца, в котором доход родителя превысил 350 тысяч рублей с начала года.

На брокеров, доверительных управляющих, депозитарии возлагаются функции налоговых агентов по НДФЛ в отношении дивидендов по ценным бумагам иностранных организаций, если такие дивиденды поступают на счет таких профучастников.

К учитываемым в целях НДФЛ расходам по операциям с ценными бумагами будут отнесены суммы накопленного (купонного) дохода в расходах на их приобретение (сейчас - только купона). Можно будет на эти суммы уменьшить доход в виде купона, полученного налогоплательщиком по ценной бумаге впервые после ее приобретения. В этом случае сумма расходов на приобретение бумаги, учитываемая при ее продаже, будет уменьшаться на сумму такого накопленного процентного (купонного) дохода.

Кроме того, предполагается, что семьи с детьми при продаже жилого помещения, приобретенного с использованием средств господдержки, при определении налоговой базы по НДФЛ смогут учитывать свои расходы на покупку этого помещения пропорционально доле каждого члена семьи в собственности. Право на учет таких расходов предоставляется, если законодательством, в том числе региональным, в качестве условия предоставления указанной господдержки определено выделение долей членам семьи, в частности детям.

В числе других предлагаемых нововведений:

-              до 2030 года продлить ставку налога на прибыль, подлежащего зачислению в федеральный бюджет, в размере 3%;

-              освободить от НДС услуги застройщика при передаче дольщикам нежилых помещений в многоквартирном доме;

-              упростить порядок предоставления социальных налоговых вычетов на лечение, обучение, спорт, страхование, НПФ;

-              упростить порядок освобождения от налогов владельцев угнанных автомобилей;

-              обеспечить получение налоговиками сведений обо всех выдаваемых загранпаспортах;

-              ряд новшеств налогового администрирования для бизнеса.

Резюме: Предложенные ранее Минфином поправки в виде подготовленного законопроекта нашли отражения в проекте федерального бюджета на 2023 год, тем самым обозначив, что поправки будут приняты в ближайшее время.

Значимой в негативном плане для бизнеса будет поправка, связанная с переходом на уплату налога на имущество организации по кадастровой стоимости в отношении всех объектов недвижимости (за исключением отдельных сооружений).

Также ведомство предложило обязать сотрудников российских компаний, работающих за рубежом, платить налоги в РФ, а также упростить порядок предоставления социальных налоговых вычетов. С компенсаций за использование дистанционным работником личного имущества, превышающих 35 рублей в день, нужно будет уплачивать НДФЛ. Суточные, выплачиваемые "разъездным" работникам, а также надбавка вахтовикам будут освобождены от обложения НДФЛ и взносами в пределах 700 рублей в день.

Также планируется множество поправок в части НДФЛ, которые возлагают дополнительные обязанности на налоговых агентов – работодателей, брокеров, доверительных управляющих, депозитариев, букмекерские конторы, тотализаторы, организаторов лотерей.

2.            Судебные расходы: арбитры выяснили, когда затраты на представителя УФНС не взыскивают с организации

Компания проиграла[8] в суде спор налоговой инспекции. Интересы контролеров защищали представители из УФНС. При этом они участвовали в деле по доверенности от инспекции. Само управление к участию в деле не привлекали.

Позднее УФНС и инспекция потребовали взыскать[9] с проигравшего налогоплательщика судебные расходы на участие представителей УФНС в деле. Требования обосновали тем, что инспекция и управление входят в единую централизованную систему и у них единый бюджет. Налоговики подтвердили[10] позицию отказным определением ВС РФ.

Арбитражный суд СЗО поддержал[11] организацию. Он указал:

-              управление к участию в деле не привлекали. При этом участие специалистов управления в судебных заседаниях также не изменяет круг лиц;

-              расходы несло управление. Документов, которые подтверждали бы то, что именно инспекция несла расходы или возмещала их управлению, в деле не было;

-              выдать доверенности от инспекции сотрудникам управления недостаточно. Это не доказывает, что расходы понесло лицо - участник спора;

-              то, что налоговики входят в единую централизованную систему, не может быть поводом для взыскания расходов, которые понесло не участвующее в деле лицо. Ведь инспекция и управление - разные юрлица;

-              инспекция поддержала требования управления путем подачи ходатайства о взыскании судебных издержек в пользу последнего. При этом в суд с заявлением о взыскании судебных расходов в ее пользу она не обращалась;

-              отказные определения ВС РФ не формируют правоприменительную практику и не являются обязательными для судов.

Резюме: Отметим, что до сих пор по данному вопросу в судебной практике не сложилось единого мнения[12]. Есть споры, в которых с налогоплательщиков взыскивали расходы на представителей УФНС. Примечательно, что один и тот же суд округа принимает различные решения. Так, годом ранее этот же суд признал[13] правомерным возместить расходы на представителя УФНС и в случае, когда управление не ответчик по делу. АС СЗО указал: инспекция, управление, а также ФНС - единая централизованная система с общим бюджетом, который распределяет последняя. Поэтому судебные расходы налоговой или управления это по факту затраты ФНС и федерального бюджета. В подтверждение позиции суд указал на аналогичные определения ВС РФ[14].

Одни и те же аргументы год назад оказались решающими, чтобы признать правомерность взыскания расходов на представителя УФНС, но не в 2022 году. С конца 2021 года и в 2022 году практика разрешения данной ситуации изменилась. 14 арбитражный апелляционный суд 15 сентября 2022 года уже вынес еще одно решение в пользу организации, сославшись на единообразный подход своего округа[15].

3.            Налоговый контроль

3.1.      Камеральная проверка: суд указал на случай, когда налоговики вышли за пределы проверяемого периода

Организация подала декларацию по НДС за I квартал 2019 года. В ней заявила налог к возмещению.

Налоговики провели камеральную проверку, по итогу которой доначислили и предложили к уплате за проверяемый период налог, обязанность по уплате которого в данном налоговом периоде отсутствует. По сути, они восстановили НДС, ранее принятый к вычету с авансов. Контролеры указали, что данный налог относится к платежам, перечисленным в качестве авансов в 2017 - 2018 годах. При этом платежи носили характер финансовой помощи и не были связаны с поставкой продукции. Их нельзя принимать к вычету и требуется восстановить в проверяемом периоде, ведь у компании не было деловой цели. Спор дошел до суда, который поддержал[16] налогоплательщика.

Арбитры указали:

-              НДС, в случае если отгрузка так и не состоялась с данной предоплаты восстанавливают или в периоде, когда налог приняли к вычету, в случае признания полученных сумм не как аванса по гражданско-правовой сделке, а финансирования (перераспределения денежных средств внутри неформальной корпорации) или при изменении (расторжении) договора и возврате сумм;

-              при камеральной проверке можно доначислить налог только за тот период, который проверяют;

-              в проверяемом периоде договор не расторгали, авансы не возвращали. Обстоятельств, указывающих на утрату спорными платежами авансового характера, именно в данном налоговом периоде, не установлено, Инспекцией также не названо. Значит, оснований для восстановления налога именно в I квартале 2019 года у инспекции не было;

-              налоговики вышли за пределы полномочий, фактически проверив уплату НДС за 2017 - 2018 годы. Это нарушает права налогоплательщика.

Резюме: В данном деле, надо отдать должное, была правильно выстроена линия защиты, а именно путем оспаривания процедурных нарушений при проведении камеральной проверки налоговым органом.

Налогоплательщику не пришлось доказывать отсутствие формальности документооборота, созданного для получения необоснованной налоговой выгоды в части вычета по НДС с перечисленных авансов.

Между тем, по таким ситуациям, когда налоговый орган восстанавливает при камеральной проверке НДС с перечисленных ранее авансов, рассмотрение дел в судах длится годами и не всегда успешно для проверяемого налогоплательщика, отрабатывая статус получателей авансов как благонадежных, цепочку движения денежных средств[17].

3.2        Неприменение ККТ: бухгалтерам разъяснили нюансы привлечения к административной ответственности

В связи с изменениями в КоАП[18], вступившими в силу с 25.07.2022, в рамках контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении ККТ, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, ФНС разъяснила порядок применения таких изменений.

-              штраф за неприменение ККТ заменяется на предупреждение[19]. До вступления в силу Федерального закона N 290-ФЗ положение КоАП РФ о замене административного штрафа на предупреждение распространялось исключительно на некоммерческие организации, а также на субъекты малого и среднего предпринимательства.

 С 25.07.2022 это допустимо, если нарушение совершили впервые. Но если оно может повлечь неуплату налогов в полном объеме, то есть угрозу экономической безопасности государства, то в такой ситуации заменять штраф предупреждением нельзя. ФНС подтвердила вывод позициями судов[20];

-              штраф за неприменение ККТ можно заплатить[21] со скидкой. Если перечислить деньги не позднее 20 дней со дня, когда вынесли постановление о санкции, допустимо внести лишь половину.

-               на уплату штрафа можно заявить отсрочку на срок до шести месяцев. Отсрочку предоставит должностное лицо, вынесшее постановление при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение такого постановления невозможно в установленные сроки[22].

Резюме: В связи со вступлением в силу поправок в КоАП нарушители порядка применения ККТ и кассовой дисциплины могут рассчитывать:

-              на замену штрафа предупреждением за впервые совершенные нарушения, за некоторым исключением,

-              на получение отсрочки на срок до 6 месяцев;

-              или в случае его уплаты в течении 20 дней со дня вынесения постановления на скидку в размере 50%.


[1] Основные направления налоговой политики на 2023 - 2025 годы https://sozd.duma.gov.ru/bill/201614-8

[2] ст. 2, Проект Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (подготовлен Минфином России, ID проекта 02/04/01-22/00124239) (не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 25.07.2022)

[3] раздел об имущественных налогах приложения 2

[4] п. 7 раздела о НДФЛ приложения 2 Приложения к основным направлениям налоговой политики на 2023 - 2025 годы

[5] п. 5 раздела о НДФЛ приложения 2 Приложения к основным направлениям налоговой политики на 2023 - 2025 годы

[6] П. 1 ст. 217 НК РФ, абз. 10 пп. 2 п. 1 ст. 422 НК РФ

[7] п. 4 раздела о страховых взносах приложения 2 Приложения к основным направлениям налоговой политики на 2023 - 2025 годы

[8] Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 08.09.2022 N Ф07-12089/2022 по делу N А05-1306/2021

[9] Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 08.09.2022 N Ф07-12089/2022 по делу N А05-1306/2021

[10] Определение Верховного Суда РФ от 28.01.2020 N 309-ЭС19-79 по делу N А60-69668/2017

[11] Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 08.09.2022 N Ф07-12089/2022 по делу N А05-1306/2021

[12] Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2021 по делу N А12-13374/2020, Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27.07.2018 N Ф02-2923/2018 по делу N А19-13398/2016

[13] Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.06.2021 N Ф07-8345/2021 по делу N А05-10407/2019

[14] Определения Верховного Суда Российской Федерации от 25.07.2019 N 309-КГ18-2687, от 30.08.2019 N 309-ЭС19-15693

[15] Постановления Арбитражного суда Северо-Западного округа от 01 декабря 2021 года по делу N А56-13469/2020, от 22 февраля 2022 года по делу N А05П-162/2020, от 08 сентября 2022 года по делу N А05-1306/2021

[16] Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26.08.2022 N Ф01-4135/2022 по делу N А38-2018/2021

[17] Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2018 N 05АП-7352/2018, 05АП-7897/2018 по делу N А51-29610/2017, Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 24.12.2019 N Ф03-5812/2018 по делу N А51-29610/2017

[18] Федеральный закон от 14.07.2022 N 290-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"

[19] П.1 <Письма> ФНС России от 20.09.2022 N АБ-4-20/12526@ "О направлении информации"

[20] Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2022 N 18АП-10114/2022 по делу N А47-13807/2021, постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2022 N 17АП-5554/2022-АКу по делу N А60-2477/2022

[21] Федеральным законом N 290-ФЗ статья 32.2 КоАП РФ дополнена частью 1.3-3, п. 5 <Письма> ФНС России от 20.09.2022 N АБ-4-20/12526@ "О направлении информации"

[22] П. 4 <Письма> ФНС России от 20.09.2022 N АБ-4-20/12526@ "О направлении информации"

Другие публикации
ЛКП
25.01.2023
Чего ждать от налогов в 2023 году? Аналитика и прогнозы от юристов практики "Структурный и налоговый консалтинг"
ЛКП
25.01.2023
    Первый налоговый дайджест 2023 года от практики "Структурный и налоговый консалтинг". Наши эксперты рассказывают о главных новостях в сфере налогов, дают пояснения и прогнозы. 
ЛКП
23.01.2023
Может ли учредитель из недружественной страны Финляндии продать долю (100%) в российской компании (ООО на ОСН) Эстонскому юридическому лицу на январь 2023 года. Какие юридические действия потребуются от российской компании в этом случае?

Наш телеграм-канал
Полезная информация из первых рук
^ Наверх