Налоговый дайджест

Дайджест самых важных и обсуждаемых новостей в сфере налогов от практики "Структурный и налоговый консалтинг"

1.Изменения НК РФ: Госдума приняла поправки во втором чтении

2. Налог на сверхприбыль и присоединение убыточной компании: Минфин указал, как считать налоговую базу

3. Регионы России смогут "замораживать" рост налога на имущество организаций

4. ФНС представила обзор позиций высших судов за III квартал 2023 года

5. КС РФ: законодательство о банкротстве не предполагает взыскания с контролирующих должника лиц штрафов за налоговые правонарушения, наложенных на ликвидированную организацию

6. В Минфине назвали пять приоритетов в борьбе с налогоплательщиками-уклонистами

7. ФНС начет исключать из ЕГРЮЛ компании, которые получили отметку высокого риска в системе «Знай своего клиента».


1.Изменения НК РФ: Госдума приняла поправки во втором чтении

Предлагаемые революционные корректировки[2] затрагивают порядок признания лиц взаимозависимыми, определения рыночность цен по сделкам между взаимозависимыми лицами, регулирование контролируемых сделок, повышение штрафов до 100% от недоимки при несоблюдении правил ТЦО, порядок уплаты НДФЛ и другие изменения.

1) Агентов и комиссионеров обяжут платить ввозной НДС

Напомним, что в настоящий момент, согласно российскому налоговому законодательству, агент не является плательщиком НДС, таким образом обязанность по уплате налога перекладывается на плечи непосредственно покупателя товара. А если покупателем товара является физлицо, то НДС и вовсе не уплачивается.[3]

Изменениями планируют возложить обязанности исчислять и платить НДС при ввозе товаров из стран ЕАЭС на организации и ИП посредников (п. 2 ст. 2 проекта).

Уплатить налог нужно будет не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров поверенным, комиссионером, агентом. Эту поправку хотят применять к товарам, которые указанные лица примут на учет начиная с 1 января 2025 года (ч. 9 ст. 6 проекта)

2) Работы и услуги взаимозависимых иностранцев без постоянного представительства в России

Для противодействия использования внутригрупповых услуг в качестве инструмента распределения прибыли за рубеж планируют отнести к доходам от источников в РФ доходы, полученные иностранной организацией от выполнения работ и оказания услуг взаимозависимому лицу в России. Такой доход предлагают облагать налогом на прибыль по ставке 15%. Планируют, что поправки вступят в силу 1 января 2024 года.

3) Иностранные взаимозависимые лица и нерыночные цены

С точки зрения трансфертного ценообразования планируют расширить перечень взаимозависимых лиц (п. 2 ст. 1 проекта). Так, в него хотят добавить контролируемые иностранные компании, которые контролирует одно и то же лицо.

Также планируют усовершенствовать подход к определению рыночной цены, внося значительные поправки в ст. 105-3 - 105.22 НК РФ.

Так, например, доход, возникший у нерезидента РФ (организации или физлица) при корректировке налоговой базы из-за применения нерыночных цен, планируют приравнивать к дивидендам (пп. "б" п. 3 ст. 1 проекта). Поправки планируют применять к сделкам, доходы и (или) расходы по которым будут признавать с 1 января 2024 года.

При этом в случае возврата нерезидентом дохода, полученного в результате такой корректировки налоговой базы, на расчетные счета в РФ до вынесения решения ФНС по проверке соответствия рыночной цены, налоговых последствий не возникает.

4)  Повышение штрафов

Предлагают повысить ряд штрафов, которые связаны с контролируемыми сделками и международными группами компаний. Так, за непредставление уведомления о контролируемых сделках или его подачу с недостоверными сведениями планируют взимать 100 тыс. руб. (п. 20 ст. 1 проекта). Сейчас штраф 5 тыс руб.

Указанную поправку хотят применять к сделкам, доходы и (или) расходы по которым будут признавать с 1 января 2024 года. Дата заключения договора не важна (ч. 7 ст. 6 проекта).

Также планируют повысить минимальную сумму штрафа до 500 тысяч рублей в случае неуплаты налога в результате применения нерыночных цен по контролируемым сделкам, а сам штраф составит 100% размер неуплаченного сумма налога, если получателем дохода является нерезидент. В настоящее время напомним, что штраф составляет 40% от неуплаченной суммы налога. но не менее 30 тысяч рублей. Прежний размер штрафов оставят по контролируемым сделкам только между резидентами РФ.

Непредставление уведомление об участии в международной группе компании обойдется налогоплательщику в 500 000 рублей, а непредоставление странового отчета штрафом в 1 млн рублей.

5) Смягчение последствий приостановки СИДН

Планируют установить ряд доходов, с которых не нужно будет удерживать налог при выплате иностранцам (пп. "б" п. 15 ст. 2 проекта). Это будет возможно, если ранее по данным доходам у источника не платили налог по договорам, действие которых приостановили. Также потребуется подтвердить фактическое право на доход у иностранной компании и то, что она не взаимозависима с российской организацией, выплачивающей доход.

Например, к таким доходам предлагают отнести доходы от международных перевозок и фрахта. При этом договоры международной перевозки должны быть заключены с иностранными организациями до дня принятия указа о приостановке международных договоров. Также действие планируют распространить на доходы от использования или предоставления прав на результаты интеллектуальной деятельности.

6) Перечислять НДФЛ и подавать уведомления два раза в месяц

С 1 января 2024 года предлагают изменить порядок и сроки перечисления НДФЛ налоговыми агентами (п. 7 ст. 2, ч. 2 ст. 6 проекта).

Налог должен быть уплачен не раз в месяц, как сейчас, а два раза в месяц: 5-го и 28-го числа.

При это для особого декабрьского периода (с 23 по 31 декабря) изменений нет. Эти суммы нужно перечислить не позднее последнего рабочего дня текущего года.

Следом за обязанностью уплачивать НДФЛ два раза последует обязанность представлять уведомления 2 раза в месяц (п. 1 ст. 1, ч. 2 ст. 6 проекта):

- по НДФЛ, исчисленному и удержанному с 1-го по 22-е число текущего месяца, - не позднее 25-го числа этого же месяца;

- по налогу, который исчислили и удержали с 23-го числа по последнее число текущего месяца включительно, - не позднее 3-го числа следующего месяца.

7)  Иные изменения

В проекте есть и другие изменения, например:

индексация ставки акцизов. Так, ставки на игристые вина, включая российское шампанское, с 1 мая по 31 декабря 2024 года включительно хотят поднять в несколько раз - до 141 руб. за литр (пп. "а" п. 5 ст. 2, ч. 3 ст. 6 проекта). В этом году ставка 45 руб. за литр.

2. Налог на сверхприбыль и присоединение убыточной компании: Минфин указал, как считать налоговую базу

Минфин разъяснил[4], как учитывать при расчете налога на сверхприбыль убыток присоединенной компании.

Так, сверхприбыль за соответствующий год исчисляется как сумма налоговых баз по налогу на прибыль организаций, определяемых в соответствии с положениями статьи 274 НК РФ за соответствующий год, с учетом положений статьи 283 Кодекса.

Таким образом, в целях определения налоговой базы по налогу на сверхприбыль организации, реорганизованной в форме присоединения, налоговая база присоединенной организации за налоговые периоды, предшествующие присоединению, в которых данной организацией получен убыток, при расчете средней арифметической величины прибыли реорганизованной организацией признается[5] равной нулю.

3. Регионы России смогут "замораживать" рост налога на имущество организаций

Продление "заморозки" роста налога на имущество организаций на федеральном уровне не планируется, однако регионы могут самостоятельно принимать решение исходя из экономических условий, заявил замминистра финансов России Алексей Сазанов.

В прошлом году было введено временное ограничение кадастровой стоимости для расчета налога на имущество на 2023 год, но на федеральном уровне такое решение не будет продлеваться с 2024 года.

"Если они считают это необходимым, и экономическая ситуация в субъекте это оправдывает, то они смогут принимать решение о заморозке, поскольку налог на имущество организаций зачисляется в полном объеме в доходы субъектов Российской Федерации", — добавил Сазанов. Он также отметил, что Минфин не вмешивается в порядок поступления доходов регионов.

4. ФНС представила обзор позиций высших судов за III квартал 2023 года

Ведомство подготовило[6] обзор налоговых позиций КС РФ и ВС РФ. В обзоре приведены следующие правовые позиции судебных органов, в частности:

1.  КС РФ разъяснил[7], как считать 2-летний срок для назначения проверки при получении уточненного уведомления по контролируемой сделке.

Как отметил КС РФ, если в уведомлении сведения о сделке скорректировали незначительно, срок нужно считать со дня получения налоговиками первоначального уведомления. Речь идет об устранении техошибок или неточностей, которые не препятствуют идентификации сделок.

2.  СКЭС ВС РФ указала[8], изменение квалификации статуса товара (c неподакцизного на подакцизный) может служить основанием для того, чтобы определить права и обязанности плательщика НДС способом, согласующимся с действительно сложившимися экономическими условиями.

То есть, если акциз начислен дополнительно по итогам проверки, нужно учитывать его и в налоговой базе по НДС. Соответственно, если налоговый орган выявит некорректное исчисление и уплату акцизов по реализованным подакцизным товарам, он вправе пересчитать их действительную стоимость с учетом увеличения цены продажи на сумму акциза, подлежащую доначислению и уплате в бюджет.

3.  Если при доначислении налогов в схеме дробления бизнеса налоговики не учли при расчёте действительной налоговой обязанности суммы налогов, уплаченные другими участниками схемы дробления, то контролирующее должника лицо при привлечении его к субсидиарной ответственности вправе[9] ссылаться на данные обстоятельства и требовать определения реального размера убытков казне, причинённых его действиями.

4. ФНС также вынесла в обзорное письмо и позицию ВС РФ об определении предельного дохода для сохранения права на УСН при преобразовании общества.

Соответственно, в случае реорганизации[10] в форме преобразования учитывают доходы, полученные с начала отчетного (налогового) периода, а также доходы реорганизованной организации. Попытка сохранить право на применение УСН путем искусственного наращивания дебиторской задолженности (при наличии у дебитора возможности погасить свой долг перед налогоплательщиком) свидетельствует об искусственном манипулировании условиями для применения УСН и может быть признано злоупотреблением со всеми вытекающими, например, утратой права на применение спецрежима.

5. ВС РФ указал[11]: при закрытии обособленного подразделения декларации по налогу на прибыль нужно подавать по месту учета головной организации.

6.  ВС РФ разъяснил[12]: при отсутствии в законе положений, свидетельствующих о том, что субсидия может быть использована исключительно на заработную плату работникам, при получении данной субсидии денежные средства могут быть распределены на любые расходы для осуществления деятельности.

5. КС РФ: законодательство о банкротстве не предполагает взыскания с контролирующих должника лиц штрафов за налоговые правонарушения, наложенных на ликвидированную организацию

Конституционный Суд РФ постановил[13], что пункт 11 статьи 61.11 Закона о банкротстве не противоречит Конституции РФ, поскольку не может использоваться для взыскания с лица, контролирующего должника, в составе субсидиарной ответственности суммы штрафов за налоговые правонарушения, наложенных на организацию-налогоплательщика.

В частности, отмечено, что объем ответственности субсидиарного должника совпадает с объемом ответственности основного должника, а вред, причиняемый налоговыми правонарушениями, заключается в непоступлении в бюджет соответствующего уровня неуплаченных налогов (недоимки) и пеней.

Взыскание штрафов по своему существу выходит за рамки налогового обязательства, носит не восстановительный, а карательный характер и является наказанием за налоговое правонарушение.

6. В Минфине назвали пять приоритетов в борьбе с налогоплательщиками-уклонистами

В Минфине рассказали[14] о приоритетах в борьбе с недобросовестными налогоплательщиками, которые занижают платежи в бюджет. Контроль за их операциями позволит «мобилизовать» доходы казны. Ранее о планах повысить собираемость на 500 млрд руб. говорил министр финансов Антон Силуанов. Представитель ведомства назвал пять основных видов уклонистов:

1. Фирмы-однодневки, которые исчезают через процедуру банкротства вместе с обязательствами по уплате исходящего НДС;

2. Импортеры алкоголя и табака из стран ЕАЭС, которые, продавая товар российским потребителям, уклоняются от уплаты акциза и НДС при ввозе на территорию России, и, по сути, становятся получателями неуплаченных обязательных платежей;

3. Нелегальные продавцы алкоголя, произведенного из неучтенного спирта без акциза;

4. Импортеры, которые завозят товары по заниженной стоимости на территорию ЕАЭС и используют схему «прерванного транзита», что позволяет им не платить налоги в России и занижать платежи по пошлинам;

5. Компании, которые пользуются схемами трансфертного ценообразования и начисления расходов по фиктивным услугам для занижения прибыли и вывода ее за рубеж.

Надо отметить, что в отношении части «избранных» проверяемых лиц уже подготовлены и приняты[15] во втором чтении поправки в НК РФ.

В Минфине подчеркнули, что добросовестных налогоплательщиков данные инициативы не затронут.

7. ФНС начет исключать из ЕГРЮЛ компании, которые получили отметку высокого риска в системе «Знай своего клиента».

Принят закон[16], по которому с 13 ноября 2023 года ФНС сможет исключать из единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ и ЕГРИП) компании и ИП, если они будут отнесены Центробанком и банками к зоне высокого риска.

Изменения внесены в связи с появлением в Федеральном законе "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" новых оснований для исключения юрлиц и ИП из соответствующих реестров.

ФНС сможет исключать из списка только в тех случаях, когда организацию в зону высокого риска включают как банки, так и ЦБ.

«Это должно быть решение двух институтов, но и таких организаций, по некоторым оценкам, около 0,1-0,2%», — сказал депутат Анатолий Аксаков.




[1] https://sozd.duma.gov.ru/bill/448566-8


[2] Проект Федерального закона N 448566-8


[3] Письма ФНС России от 22.06.2016 N СД-4-3/11091, Минфина России от 14.09.2022 N 03-07-13/1/88895, от 18.01.2021 N 03-07-13/1/2653


[4] Письмо Минфина от 11.09.2023 N 03-03-06/1/86288, от 08.09.2023 N 03-03-07/86283


[5] Письмо Минфина России от 14.09.2023 N 03-03-06/1/88003, от 11.09.2023 N 03-03-06/1/86288, от 08.09.2023 N 03-03-07/86283


[6] Письмо ФНС России от 27.10.2023 N БВ-4-7/13775@


[7] Постановление Конституционного Суда РФ от 14.07.2023 N 41-П


[8] Определение ВС РФ от 19.07.2023 N 305-ЭС23-4066


[9] Определение ВС РФ от 14.08.2023 N 301-ЭС22-27936


[10] Определение ВС РФ от 22.08.2023 N 302-ЭС23-2531


[11] Решение ВС РФ от 20.09.2023 по делу №АКПИ23-561


[12] Определение ВС РФ от 14.08.2023 N 301-ЭС22-27936


[13] Постановление Конституционного Суда РФ от 30.10.2023 N 50-П "По делу о проверке конституционности пунктов 9 и 11 статьи 61.11 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в связи с жалобой гражданки Л.В. Ваулиной"


[14] https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2023/10/25/1002336-v-minfine-nazvali-pyat-prioritetov-v-borbe-s-uklonistami


[15] https://sozd.duma.gov.ru/bill/448566-8


[16] Федеральный закон от 02.11.2023 N 519-ФЗ


Хотите получить консультацию?
Задайте вопрос по Вашей ситуации и получите консультацию эксперта.
Задать вопрос
Хотите получить консультацию?
Задайте вопрос по Вашей ситуации и получите консультацию эксперта.
Оставить заявку
Другие публикации
ЛКП
24.04.2024

Ассоциация компаний интернет-торговли просит Минпромторг и Генпрокуратуру решить проблему с преднамеренной порчей техники и затем получением компенсации через суд


ЛКП
24.04.2024

За месяц до отзыва лицензии «Смоленский банк» продал за 330 млн руб. Олегу Граблеву* и Петру Стрелкину* здание в Москве. Оплату они перечислили платежами с расчетных счетов, открытых в этом же банке. Позже новые собственники продали недвижимость другим физлицам, которые запустили с ней цепочку сделок. Агентство по страхованию вкладов, будучи конкурсным управляющим банка, посчитало, что купля-продажа недействительна.


ЛКП
24.04.2024

Отказ организации в приёме на работу по возрасту, полу, семейному и социальному положению, национальности, отношению к религии — трудовая дискриминация. По закону она запрещена. Так, в ст. 64 Трудового кодекса говорится, что по причинам, не связанным с деловыми качествами, компания не может ограничивать права соискателя при заключении трудового договора. 



Наш телеграм-канал и почтовая рассылка
Полезная информация из первых рук
Подписаться на телеграм