Почему вашим контрактом с госзаказчиком заинтересуются прокуратура, МВД и ФСБ

Участники госзакупок, которые нарушают условия контракта, могут попасть в реестр недобросовестных поставщиков и на три года отстраниться от участия в торгах. Это удар по репутации. Однако пережить такой удар можно. Гораздо хуже, если контрактом заинтересуются органы прокуратуры, оперативные подразделения МВД и ФСБ России и следственные органы.

К примеру, в 2022 году Генеральной прокуратурой выявлено 146 тысяч нарушений в сфере закупок. Для их устранения внесено 46,8 тысячи представлений, опротестовано 13,7 тысячи незаконных правовых актов, в суды направлено 1,3 тысячи заявлений. К дисциплинарной ответственности привлечено свыше 28,3 тысячи должностных лиц, к административной - почти 11,7 тысячи. По материалам прокурорских проверок возбуждено 613 уголовных дел .

Почему органы правопорядка заинтересуются вашим контрактом
Органы правопорядка обычно начинают интересоваться контрактом в одном из четырех случаев:

1. Контракт не исполнен или исполнен с нарушениями сроков, качества и иных существенных условий государственного или муниципального контракта.
2. Контрольные органы (ФАС РФ, Счетная палата, ведомственные ревизионные управления и департаменты и др.) по итогам проверки выявили нарушения при заключении и исполнении государственных и муниципальных контрактов.
3. ФНС получила сведения о различных схемах незаконной налоговой «оптимизации», в том числе и со стороны субъектов предпринимательства, участвующих в государственном оборонном заказе.
4. Они получили информацию, представляющую оперативный интерес. Такую информацию могут передать лица, действующие по совершенно разным мотивам – конкуренты, желающие таким образом освободить рынок под себя; бывшие работники, полагающие себя несправедливо уволенными и т.д.
Таким образом, причины интереса к государственному и муниципальному контракту могут быть различными, однако результат, как правило, один и тот же – органы правопорядка начинают проверку.

Что проверят
Проверка проходит в три этапа.

Разумеется, в первую очередь они проверяют исполнение контракта – построен ли дом, поставлены ли товары, оказаны ли услуги и т.п. Сделать это проще всего.


Если контракт исполнен, то изучают качество исполнения. В строительстве проверяют соответствие объекта проектной документации, а также соответствие построек требованиям безопасности и другим стандартам, принятым в отрасли. Поставленные товары выборочно проверяют на соответствие техническому заданию контракта. Особое внимание обращают на соблюдение ограничений, касающихся страны происхождения товаров, если такие ограничения есть.

Если и эта проверка пройдена успешна, то органы займутся ценообразованием.


Любая конкурентная закупка, проводимая в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о закупках), будь то конкурс, аукцион, запрос предложений или котировок, требует от государственного заказчика действий по определению начальной (максимальной) цены контракта (далее – НМЦК).

Вопросам формирования НМЦК посвящено немало нормативных правовых актов, главным из которых, пожалуй, помимо Закона о закупках, является Приказ Минэкономразвития России от 02.10.2013 №567 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)» (далее – Приказ №567). Это наиболее сложный этап проверки, поэтому остановимся на нем подробнее.

В Законе о закупках и Приказе №567 описаны различные методы обоснования НМЦК. Один из наиболее популярных - метод сопоставимых рыночных цен, проще говоря, анализ рынка.

Как его надо проводить

Заказчик должен:

1. промониторить рынок товаров и услуг,
2. выявить организации, поставляющие аналогичные товары и услуги;
3. убедиться в том, что они не относятся к фирмам-однодневкам, имеют сайт либо сведения о них размещены на иных ресурсах в сети Интернет (Приказ №567);
4. направить запросы в три-пять организаций, чтобы получить от участников рынка предложения о цене контракта.


Что происходит на практике?

Госзаказчик направляет запросы для обоснования НМЦК в так или иначе связанные с ним организации (иногда сотрудник госзаказчика хочет получить с поставщика взятку, или же преследует карьерные цели – хочет взять под контроль весь процесс заключения и исполнения государственного в целях продвижения по службе и др).
Подобная заинтересованность работников заказчика в процессе формирования цены контракта является существенным нарушением антикоррупционного законодательства, что влечет в разных случаях возбуждение уголовных дел по ст.ст. 159, 285, 285.4, 290 и 291 УК РФ.

По такой категории уголовных дел часто органу следствия удается доказать, что НМЦК была сформирована с нарушением законодательства и способами, ограничивающими или устраняющими конкуренцию.

К примеру, представители государственного заказчика вступают в сговор с представителем предпринимательской среды и обязуются принять меры для его победы в закупочной процедуре и установления выгодной для всех участников сговора цены контракта. В таком случае, как показывает практика, и на вступившего в сговор субъекта предпринимательства возлагаются определенные обязанности, в том числе и по предоставлению в целях формирования «нужной» НМЦК коммерческих предложений от подконтрольных ему или дружественных коммерческих организаций.
Что в таких случаях делает предприниматель? Либо представляет все коммерческие предложения от группы подконтрольных организаций, либо связывается со знакомыми, коллегами и просит их дать ответ с нужными суммами в коммерческом предложении, а порой и вовсе представляет государственному заказчику фальсифицированные коммерческие предложения с подражанием письмам от конкретных организаций с конкретными реквизитами.
В ходе надзорных и оперативно-следственных мероприятий все подобные недобросовестные действия устанавливаются путем опросов (допросов) представителей организаций, предоставивших коммерческие предложения, анализа детализации соединений заинтересованного предпринимателя и изучения его переписки в мессенджерах и электронной почте.

Если же правоохранительные органы выясняют, что коммерческое предложение подлинное и подготовлено не по просьбе «дружественного» предпринимателя, заинтересованного в победе в закупочной процедуре и, как следствие, более высокой НМЦК, то к организации, подготовившей коммерческое предложение, возникают вопросы иного рода – каким образом такое предложение сформировано.
В таких случаях, нередко субъекты предпринимательства, в отношении которых уже санкционированы и проводятся оперативные мероприятия (контроль телефонных переговоров и др.) пытаются «задним числом» обосновать коммерческие предложения – делают расчеты, обращаются к недобросовестным специалистам и экспертам, представляющим им сфальсифицированные заключения по расчету НМЦК и т.д. Подобные действия, с наибольшей вероятностью, будут выявлены правоохранительными органами.

Что вам грозит

В том случае, когда правоохранительным органам удастся доказать наличие сговора и согласованных действий заказчика и субъектов предпринимательской деятельности по формированию изначально искусственно завышенной НМЦК, такие действия могут быть квалифицированы для предпринимателей самым различным образом, в зависимости от конкретных обстоятельств дела – как пособничество в злоупотреблении должностными полномочиями (ч. 5 ст. 33 и соответствующая часть ст. 285 или 285.4 УК РФ), мошенничество (ст. 159 УК РФ) и т.д.


Как обезопасить бизнес


В этой связи, авторы настоящей статьи считают необходимым и целесообразным дать предпринимателям несколько практических советов:

  • если знакомый «дружественный» предприниматель просит подписать составленное им от имени вашей организации коммерческое предложение в государственный или муниципальный орган либо составить для него коммерческое предложение с «нужными цифрами», то исполнять такую просьбу лучше отказаться;

  • если вы все же дали согласие на такую «авантюру», то следует подготовить заранее обоснование коммерческого предложения – провести расчеты, используя методы, аналогичные предусмотренным Приказом №567 – метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка), затратный метод, проектно-сметный метод (в контрактах, касающихся строительства) и др., подготовить данные о том, где бы вы планировали закупать товары и услуги, если бы государственный контракт был заключен с Вами, не следует пренебрегать и экспертным обоснованием такого коммерческого предложения;

  • подготовленное коммерческое предложение лучше всего обсудить с сотрудниками на рабочем совещании, заслушав исполнителя коммерческого предложения и подготовленное им обоснование, и закрепить полученный расчет цены протоколом совещания.
    Если ваша организация участвовала в формировании НМЦК по государственному или муниципальному контракту и правоохранительные органы проявили к данному контракту интерес, подготовьтесь к даче пояснений и показаний с юристами.

Хотите получить консультацию эксперта?
Задайте вопрос по Вашей ситуации и получите консультацию эксперта.
Задать вопрос
Хотите получить консультацию эксперта?
Задайте вопрос по Вашей ситуации и получите консультацию эксперта.
Задать вопрос
Другие публикации
ЛКП
16.05.2024

Все, кто занимается предпринимательством или бизнесом, хоть раз сталкивались с необходимостью защитить свои интеллектуальные права. Самым распространенным способом является регистрация товарного знака, который позволяет компаниям проявить свою креативность и выделиться «из толпы». Но есть и фирмы, которые не прочь злоупотребить возможностями и нанести вред конкурентам. Речь идет о патентных троллях.


ЛКП
16.05.2024

По мнению заявителя жалобы, оспариваемые договоры цессии фактически прикрывают собой сделку по возврату компенсационного финансирования.



ЛКП
16.05.2024

Верховный суд РФ указал на недопустимость формального подхода при рассмотрении споров об оспаривании сделок с неравноценным встречным исполнением



Наш телеграм-канал и почтовая рассылка
Полезная информация из первых рук
Подписаться на телеграм