Построение системы защиты от налоговых рисков

С каждым годом нагрузка на бизнес в связи с налоговым контролем растет, а цена ошибок становится все выше. В этих условиях эффективная система защиты от налоговых рисков (или налоговый комплаенс) становится жизненной необходимостью для любого среднего или крупного бизнеса.

Внедрение и настройка такой системы позволяет минимизировать налоговые риски в момент их зарождения и не доводить ситуацию до выездной налоговой проверки. Это необходимо, поскольку возможность «безболезненного» выхода из выездной налоговой проверки для организации сегодня весьма мала по следующим причинам:

  • При планировании выездных налоговых проверок используется риск-ориентированный подход, то есть налоговый орган целенаправленно выбирает для контроля организации, которые, по его мнению, нарушают закон;

  • До начала выездной налоговой проверки отдел предпроверочного анализа формирует досье на организацию, где описаны возможные нарушения и примерные суммы доначислений, которые могут составлять сотни миллионов даже для среднего бизнеса. Эти суммы согласуются с вышестоящими органами системы ФНС;

  • Инспекция по результатам выездной налоговой проверки не может прийти к нулевым результатам, так как это повлечет служебное разбирательство в отношении конкретных должностных лиц, отвечающих за проверку;

  • Выездные проверки находятся под пристальным контролем вышестоящих органов системы ФНС, что сводит на нет ценность локальных договоренностей;

  • С момента принятия решения по результатам выездной проверки инспекция вправе заблокировать операции по счетам налогоплательщика в рамках обеспечительных мер;

  • Взыскание по решению начинается до суда.

Из этого следует, что бизнес сегодня фактически лишен реальной возможности отстаивать свою позицию в споре с налоговой инспекцией. Еще до того, как по исковому заявлению назначат первое заседание, счета компании могут быть заблокированы, а деятельность – полностью парализована.

В этих условиях система защиты от налоговых рисков может помочь снизить интерес налоговой инспекции к компании и не допустить ее включения в план выездных налоговых проверок.

Важно отметить, что бизнесу недостаточно проявить «должную осмотрительность» при выборе контрагента, а также иметь правильно оформленные первичные документы. В сегодняшних реалиях налогового контроля инспектор стремиться в деталях восстановить деловые отношения, имевшие место в прошлом. Так, инспекцию интересует история знакомства с контрагентом, критерии его выбора, контактные лица, порядок взаимодейтсвия и документы, которыми оформлялся каждый его этап.

Основная проблема заключается в том, что операции, исследуемые инспекцией в рамках проверки, как правило, имели место более четырех лет назад. За это время утрачиваются многие документы, удаляется деловая переписка, а работавшие с контрагентом сотрудники увольняются. В результате компания не может предоставить ту информацию, которую от нее требует инспектор. Однако хранение в течение столь длительного времени всей информации по конкретным операциям тоже влечет значительные издержки, так как требует дополнительных серверных мощностей и излишне нагружает сотрудников.

В связи с этим система защиты от налоговых рисков должна представлять разумный компромисс между возможностями компании и требованиями налогового органа. При создании такой системы следует выполнить следующие этапы:

  • Определить критерии операции, влекущей реальные налоговые риски, с учетом специфики деятельности компании и региона регистрации;

  • На основе этих критериев выявить операции, которые влекут для компании реальные налоговые риски;

  • Классифицировать операции по видам договоров, из которых они возникают;

  • Разработать для каждого вида операций комплект документов и сведений, которые организация имеет возможность хранить в течение длительного времени;

  • Определить места и способы хранения документов и сведений;

  • Назначить сотрудников, ответственных за исполнение положения.

При разработке локальных нормативных документов следует учитывать главную цель всех мероприятий – сохранение во времени доказательств реальности операций с конкретным контрагентом. Готовый комплект доказательств должен подтверждать, что организация действительно имела деловые отношения с конкретным контрагентом, при этом содержать не только первичные документы, но и «косвенные» свидетельства, такие какие как деловая переписка, сведения о контактных лицах и т.п.

Также важно регламентировать технические аспекты системы, а именно порядок хранения документов и ответственных лиц. Информация должна быть систематизирована и доступна в любой момент.

В процессе разработки системы важно отказаться от излишнего формализма и ставить в приоритет практическую ценность выработанных механизмов. Каждый элемент системы должен иметь практический смысл с учетом актуальной правоприменительной практики, а каждый работник должен четко знать и понимать свои обязанности в рамках налогового комплаенса. Для этих целей можно использовать наглядные материалы, такие как схемы, чек-листы и т.п.

Все изложенное позволит создать такую систему защиты от налоговых рисков, которая позволить существенно усилить позицию организации в налоговом споре без значительного повышения нагрузки на работников компании. Однако не стоит забывать и о том, что налоговое законодательство и практика его применения постоянно меняются. В связи с чем рекомендуется не реже одного раза в год проводить аудит системы и, при необходимости, модифицировать ее.


Хотите получить консультацию эксперта?
Задайте вопрос по Вашей ситуации и получите консультацию эксперта.
Задать вопрос
Хотите получить консультацию эксперта?
Задайте вопрос по Вашей ситуации и получите консультацию эксперта.
Задать вопрос
Другие публикации
ЛКП
16.05.2024

Все, кто занимается предпринимательством или бизнесом, хоть раз сталкивались с необходимостью защитить свои интеллектуальные права. Самым распространенным способом является регистрация товарного знака, который позволяет компаниям проявить свою креативность и выделиться «из толпы». Но есть и фирмы, которые не прочь злоупотребить возможностями и нанести вред конкурентам. Речь идет о патентных троллях.


ЛКП
16.05.2024

По мнению заявителя жалобы, оспариваемые договоры цессии фактически прикрывают собой сделку по возврату компенсационного финансирования.



ЛКП
16.05.2024

Верховный суд РФ указал на недопустимость формального подхода при рассмотрении споров об оспаривании сделок с неравноценным встречным исполнением



Наш телеграм-канал и почтовая рассылка
Полезная информация из первых рук
Подписаться на телеграм