Счетная палата дала оценку эффективности выездных налоговых проверок ФНС России

Счетной палатой РФ проведено экспертно-аналитическое мероприятие по организации и осуществлению в ФНС России и ее территориальных налоговых органах мероприятий по планированию и проведению выездных налоговых проверок, включая оформление их результатов, мероприятий по обеспечению поступления в бюджетную систему доначисленных сумм.

Как всем известно, с 2007 года ФНС России применяет риск-ориентированный подход при планировании и назначении выездных налоговых проверок. Выбор объекта проверки основывается на отборе налогоплательщиков для ее проведения по критериям риска совершения налогового правонарушения, утвержденным Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Концепция системы планирования выездных налоговых проверок».

В свою очередь, по результатам проведенного анализа Счетная палата РФ пришла к выводу о том, что система критериев риска, применяемая ФНС России при планировании выездных налоговых проверок, устарела, является не совершенной и требует дальнейшей доработки.

Ниже рассмотрим ключевые моменты из отчета Счетной палаты РФ:

1. Статистические данные о контрольной и аналитической работе налоговых органов:

  • Несмотря на внедрение риск-ориентированного подхода при отборе налогоплательщиков для проведения ВНП, удельный вес безрезультативных проверок в исследуемом периоде увеличился: 4,8 % в 2019 году; 5,6 % в 2020 году и 5,4 % в 2021 году.

  • Прогнозируемые по итогам предпроверочного анализа доначисления подтверждаются по итогам ВНП только на 51%. При этом по итогам ВНП с предполагаемыми доначислениями более 200 млн рублей сумма реально выявленных нарушений составляет всего 4,7%.

  • С 2018 года прослеживается рост средней продолжительности ВНП по организациям на 0,5%, а по ИП – снижение на 5,1%.

  • Доначисления по результатам ВНП занимают 85 % в общей сумме доначислений и 22 % в сумме НДС, возмещение которого признано налоговым органом необоснованным.

  • Охват выездных налоговых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей снизился с 0,17% в 2018 году до 0,11% в 2021 году.

  • Удельный вес ВНП крупнейших налогоплательщиков в общем количестве ВНП снижен с 4,7% в 2019 году до 1,3% в 2021 году.

  • Включение в план в 70 % случаев осуществляется на основании отбора по «разрывным» критериям риска, связанным с применением налоговых вычетов по НДС.

  • В 1,7 раза к уровню 2018 года удельный вес результативных проверок снизился на 2,5%.

 2. Ключевые выводы Счетной палаты РФ:

  • Отсутствует нормативное регулирование процедур предпроверочного анализа, что приводит к высокой административной нагрузке на бизнес. Например, в ходе подготовки к проведению 500 ВНП, которые в итоге завершились без результата, только в рамках предпроверочного анализа было направлено почти 10 тыс. требований о предоставлении более 124 тыс. документов. Из них более 86 % требований направляется контрагентам налогоплательщиков.

  • Отсутствие нормативного регулирования обязанности налогового органа информировать налогоплательщиков о проведении в отношении них предпроверочного анализа. Тем самым налогоплательщики лишаются права дать пояснения по выявленным рискам и добровольно подать уточненную налоговую декларацию, что не соответствует интересам налогоплательщиков.

  • Разработанная ФНС России система отбора налогоплательщиков для проведения предпроверочного анализа нуждается в дальнейшем совершенствовании. В частности, необходимо своевременно исключать нерезультативные/устаревшие и включать новые критерии риска, а также использовать все имеющиеся в распоряжении ФНС России ресурсы, включая данные национальной системы прослеживаемости товаров и Федерального реестра предполагаемых выгодоприобретателей (ФРПВ).

  • Выемка документов и предметов в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля не предусмотрена НК РФ, в то время как за последние годы судебная практика по данному вопросу складывается в пользу налогового органа

  • Налоговыми органами нарушаются процессуальные сроки проведения ВНП из-за некачественного (неполного) сбора доказательной базы как на стадии подготовки к проведению проверок, так и в ходе проведения ВНП.

  • Рассрочки в связи с отсутствием возможности единовременной уплаты доначисленных сумм по результатам ВНП (пп. 7 п. 2 ст. 64 НК РФ) являются невостребованными в использовании.

3. Предложения Счетной палаты РФ:

  • Подготовить предложения о внесении изменений в п. 6 ст. 101 НК РФ, предусматривающих отнесение выемки документов к дополнительным мероприятиям налогового контроля;

  • Провести анализ правоприменительной практики (пп. 7 п. 2 ст. 64 НК РФ) в целях определения причин низкой востребованности рассрочек по основанию отсутствия у налогоплательщика возможности единовременной уплаты доначисленных сумм по результатам ВНП и подготовить соответствующие изменения в НК РФ;

  • Рассмотреть вопрос об организации работы по информированию налогоплательщиков о выявленных рисках неуплаты налогов и сборов, в отношении которых рассматривается вопрос о проведении ВНП, с целью предоставления налогоплательщикам возможности дать пояснения по установленным признакам нарушения налогового законодательства или уточнения своих налоговых обязательств без назначения ВНП;

  • Оценить возможность разработки и включения в систему критериев рисков в целях отбора налогоплательщиков для предпроверочного анализа критериев, позволяющих выявлять налоговые риски на основании данных национальной системы прослеживаемости товаров и Федерального реестра предполагаемых выгодоприобретателей (ФРПВ).

В свою очередь, несмотря на то, что рекомендации и предложения Счетной палаты РФ вроде направлены на сокращение административной нагрузки на бизнес и защиту прав налогоплательщика, усматривается прямая цель, выраженная в повышении эффективности работы налоговых органов.
Хотите получить консультацию эксперта?
Задайте вопрос по Вашей ситуации и получите консультацию эксперта.
Задать вопрос
Хотите получить консультацию эксперта?
Задайте вопрос по Вашей ситуации и получите консультацию эксперта.
Задать вопрос
Другие публикации
ЛКП
16.05.2024

Все, кто занимается предпринимательством или бизнесом, хоть раз сталкивались с необходимостью защитить свои интеллектуальные права. Самым распространенным способом является регистрация товарного знака, который позволяет компаниям проявить свою креативность и выделиться «из толпы». Но есть и фирмы, которые не прочь злоупотребить возможностями и нанести вред конкурентам. Речь идет о патентных троллях.


ЛКП
16.05.2024

По мнению заявителя жалобы, оспариваемые договоры цессии фактически прикрывают собой сделку по возврату компенсационного финансирования.



ЛКП
16.05.2024

Верховный суд РФ указал на недопустимость формального подхода при рассмотрении споров об оспаривании сделок с неравноценным встречным исполнением



Наш телеграм-канал и почтовая рассылка
Полезная информация из первых рук
Подписаться на телеграм