Любые официальные взаимоотношения между работниками и работодателем строятся на основе положений законодательства. Регулируются права и обязанности каждой стороны, в том числе устанавливается возможность защищать свои интересы любыми правовыми способами.
Возникающие конфликты урегулируются в рамках Конституции, ТК РФ и ряда других федеральных нормативных актов. Такие ситуации, как правило, крайне запутанные и неоднозначные. Найти выход, который устроит оппонентов, очень сложно. Поэтому еще при возникновении первых разногласий лучше, не откладывая, обратиться к опытным, узкоспециализированным юристам. А если конфликт уже разгорелся, то без помощи профессионалов обойтись не удастся. Компания «Лемчик, Крупский и Партнеры» давно занимается подобными делами и помогает клиентам отстоять свою позицию или добиться приемлемого компромисса.
Трудовым спором признаются разногласия коллектива или отдельного сотрудника с нанимателем по поводу условий трудовой деятельности. Например, претензии может вызвать:
Чаще всего, причиной становится неоднократное нарушение основных положений ТК РФ со стороны работодателя. Специалисты компании «Лемчик, Крупский и Партнеры» сталкиваются в своей практике с разнообразными делами. Но в большинстве случаев клиенты запрашивают юридическую помощь в следующих вопросах:
Индивидуальные ТС
Это конфликт одного конкретного работника предприятия со своим работодателем. Такие ситуации регулируются ТК РФ, в главе 60. Четко установлена сущность и нюансы подобного спора, оговорены органы, уполномоченные заниматься рассмотрением таких конфликтов, и условия обжалования.
Участником индивидуального ТС может быть действующий работник, бывший, ранее уволенный сотрудник и даже соискатель, который, по его мнению, получил необоснованный отказ в приеме на работу. Под данную категорию спора иногда попадают и специалисты, выполняющие заказы предприятия по гражданско-правовому договору. К ним будут применяться нормы трудового права, если суд выявит в таком сотрудничестве признаки трудовых отношений.
Разногласия работника и нанимателя касаются содержания и применения:
Законодательством (ТК РФ, статьи 383–392) установлены обязательные этапы урегулирования:
Наниматель и сотрудник должны попытаться найти точки соприкосновения и уладить конфликт без привлечения третьих сторон. Это можно сделать при личной встрече или в ходе переговоров законных представителей. Если удается прийти к согласию, то конфликт будет считаться исчерпанным и дальнейшие меры не понадобятся. Если же, несмотря на все усилия, становится очевидной невозможность консенсуса, необходимо перейти к следующему этапу.
В нее входят представители администрации предприятия и персонала (в равных долях). КТС уполномочена вести необходимые разбирательства, расследования и рассмотрения. После изучения всех фактов по делу комиссия определяет, насколько правомерны требования и действия каждой стороны, и выносит аргументированное решение.
Это последняя инстанция и возможность уладить ситуацию. Но для обращения должны быть достаточные основания.
Взаимодействовать с судом лучше в сопровождении компетентного юриста. Российское законодательство часто меняется, самостоятельно разобраться в нем и выстроить эффективную линию поведения очень сложно. Без адвоката по трудовому праву шансы защитить свои интересы окажутся минимальными, тем более если оппонент — крупная компания с большим юридическим подразделением и мощной поддержкой.
Коллективные ТС
Это ситуация, когда в конфликт с работодателем вступает весь рабочий коллектив или профсоюз. Суть такого спора и порядок его урегулирования описаны в ТК РФ, главе 61.
Для защиты своих интересов стороны обычно назначают представителей:
К коллективному ТС приводит введение новых или изменение прежних условий трудовой деятельности, отказ от учета мнения выборного органа, который представляет работников, при рассмотрении локальных нормальных актов.
Уладить коллективный спор можно только путем проведения специальных процедур:
Она состоит из представителей сторон (в равной пропорции), действует короткий срок и непосредственно для поиска компромисса в конкретном случае. Если преодолеть разногласия не получается, предлагается использовать другие доступные инструменты.
Такой вариант должен быть одобрен и работодателем, и персоналом. В противном случае сразу переходят к следующему этапу.
Это временная трехсторонняя комиссия. В нее включают как представителей коллектива и нанимателя, так и соответствующих государственных органов.
Использование указанных методов должно быть последовательным. То есть переходить на каждый следующий этап можно, только если предыдущая инстанция не сумела добиться ожидаемого результата.
В случае, когда все возможные меры приняты, а конфликт так и не улажен, сотрудники могут начать забастовку. Но прибегать к ней следует в исключительных случаях. Это повредит экономическому благополучию бизнеса и в конечном итоге самим работникам. Разрешать трудовые споры целесообразно мирным путем.
Для подачи иска необходимо сослаться на определенные обстоятельства:
В суд может обратиться лично работник или его представитель. Сроки для подачи иска зависят от основания. В общих случаях нарушения прав это 3 месяца, при незаконном увольнении — 1 месяц, при невыплате зарплаты — 1 год.
В таком ответственном и деликатном деле не полагайтесь только на собственные силы. Если не знаете, с чего начать, закажите консультацию в «Лемчик, Крупский и Партнеры». При заключении договора на полноценное сопровождение вопрос будет решаться под ключ, что предусматривает:
Все вопросы решаются в режиме «одного окна». Заявка на оказание юридической и адвокатской помощи обрабатывается максимально оперативно. Предоставляются сопутствующие услуги.