Источник: Журнал "Финансовый директор" 29.09.2020

Уважаемые Эксперты, прошу прояснить ситуацию по экологическому налогу. Администрирует ли часть платежей ФНС? Какие перспективы? Есть ли оптимизация платежей и налога на прибыль через 'экологические сборы? Как строится налоговая политика общества (производство) с учетом налоговых платежей?
Ответ на вопрос подготовила Шадова Надежда, юрист практики «Налоговый консалтинг» компании «Лемчик, Крупский и Партнеры: На данный момент экологический налог не установлен. Но у Правительства есть планы по введению экологического налога в рамках планируемого перевода существующих сейчас неналоговых платежей в налоговые с передачей их администрирования в ведение налоговых органов.

Согласно опубликованному ранее законопроекту предполагалось, что в Налоговый кодекс будет внесен экологический налог, который заменит существующую плату за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) и утилизационный сбор, который заменит действующие утилизационный и экологический сборы. Предполагалось, что налоговая нагрузка на бизнес вследствие такой трансформации неналоговых платежей в налоговые - не увеличится. Однако, этот законопроект так и не был внесен в Государственную думу. В апреле 2019 г. Минфин сообщил, что по итогам совещания с бизнесом достигнута договоренность отложить перевод неналоговых платежей в налоговые до 2021 года. В Письме Минфина от 11.10.2019 N 03-11-06/3/78239 ведомство сообщило, что в условиях незавершившегося пока процесса пересмотра экологического нормирования, реформирования системы обращения с отходами и других инициатив в области улучшения экологической обстановки в стране, внесение в Налоговый кодекс НВОС и экологического сбора пока представляется преждевременным, и на первом этапе трансформации неналоговых платежей НВОС и экологический сбор в НК РФ решено не переносить. В апреле текущего года с инициативой отложить введение новых экологического налога и утилизационного сбора выступил Минпромторг.

Таким образом, на данный момент экологического налога нет, продолжают взиматься плата за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), установленная Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», а также экологический и утилизационный сборы, установленные Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». НВОС и экологический сбор администрирует Росприроднадзор (п. 4 Постановления Правительства РФ от 03.03.2017 N 255, п. 3 Постановления Правительства РФ от 08.10.2015 N 1073), а утилизационный сбор – Федеральная налоговая служба и Федеральная таможенная служба (п. 4,5 Постановления Правительства РФ от 06.02.2016 N 81). Эти платежи, с некоторыми особенностями, учитываются налогоплательщиками в составе расходов по налогу на прибыль.

Так, НВОС в пределах нормативов допустимых выбросов, сбросов, установленных лимитов на размещение отходов включается в состав материальных расходов по налогу на прибыль на основании подп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ. Сумма платы в части сверхнормативного загрязнения в состав расходов не включается в соответствии с п. 4 ст. 270 НК РФ (Письмо Минфина России от 26.06.2020 N 03-03-07/55377). Экологический сбор учитывается в составе расходов по налогу на прибыль в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией по пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ (Письмо Минфина России от 28.04.2016 N 03-03-06/1/24779). В отношении утилизационного сбора действуют следующие правила: Плательщики-производители транспортных средств на территории РФ учитывают суммы уплаченного утилизационного сбора в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией по пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ (Письмо ФНС России от 25.03.2014 N ГД-4-3/5347@ вместе с Письмом Минфина России от 12.03.2014 N 03-03-10/10650).

Организации, уплачивающие утилизационный сбор в связи с ввозом транспортного средства на территорию РФ и в связи с приобретением транспортных средств на территории РФ (у лиц, не уплачивающих данный сбор в силу закона, или у лиц, не уплативших данный сбор в нарушение установленного порядка) учитывают затраты на утилизационный сбор иначе. Утилизационный сбор, уплаченный по транспорту, признаваемому амортизируемым имуществом, формирует его первоначальную стоимость и списывается в расходы через амортизацию (п. 1 ст. 257, п. 5 ст. 270 НК РФ, Письма Минфина России от 29.08.2014 N 03-03-06/1/43346, Письмо ФНС России от 25.03.2014 N ГД-4-3/5347@ вместе с Письмом Минфина России от 12.03.2014 N 03-03-10/10650). Если же транспортное средство приобретается (ввозится) для перепродажи, то расходы на уплату утилизационного сбора, полагаем, должны списываться в порядке, предусмотренном ст. 320 НК РФ для учета расходов по торговым операциям, т. е. либо списываться в составе стоимости реализуемых товаров, либо относится к косвенным расходам и списываться в текущем месяце в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

По нашему мнению, утилизационный сбор есть основания отнести к косвенным расходам. На текущий момент нет каких-либо новостей по поводу того, как скоро будут реализованы планы по переводу указанных «экологических» платежей в статус налоговых. Скорее всего, этого не произойдет и в следующем, 2021 г. Для того чтобы изменения в Налоговый кодекс вступили в силу с 2021 г., их нужно успеть принять до конца текущего года (п. 1 ст. 5 НК РФ), но сейчас никакого движения по законопроекту нет.