Выплата заработной платы наличными нерезидентам

Ведущий юрист практики "Трудовые отношения и споры" Сергей Прохоров в статье Журнал "Финансовый директор" "Выплата заработной платы наличными нерезидентам"

Вопрос: Согласно ч.1 ст. 327.1 ТК РФ на трудовые отношения между работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства, и работодателем распространяются правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права. Соответственно, если трудовой договор с иностранцем заключен по российскому трудовому законодательству, порядок выплаты ему заработной платы регулируется ст. 136 ТК РФ, которая устанавливает, что заработная плата выплачивается на выбор работника путем наличного расчета или безналичного способа перечисления денежных средств. Вместе с тем согласно пунктам 6 и 7 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон N 173-ФЗ) все иностранные граждане, кроме постоянно проживающих в РФ на основании вида на жительство, для целей применения указанного закона признаются нерезидентами. Как следует из пп. "б" п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона N 173-ФЗ, выплата заработной платы работникам-нерезидентам подпадает под определение валютной операции. Таким образом, Закон N 173-ФЗ, по сути, устанавливает для работодателей - юридических лиц запрет на выплату заработной платы работникам-нерезидентам в наличной форме. Таким образом, невозможность получать зарплату в кассе представляет собой ограничение прав нерезидента по сравнению с работниками, которые на основании ст. 136 ТК РФ могут по договоренности с работодателем выбирать между наличным и безналичным способами выплаты заработной платы. Поскольку ТК РФ не предусмотрена возможность установления иным федеральным законом особых требований к осуществлению расчетов в рамках трудовых отношений с некоторыми категориями трудящихся (иностранными гражданами), напрашивается вывод, что положения Закона N 173-ФЗ противоречат ТК РФ в той части, в которой они ограничивают право работников-нерезидентов на выбор удобного им способа выплаты заработной платы. В силу ст. 5 ТК РФ в случае противоречий между Кодексом и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется ТК РФ. С учетом вышеизложенного, а также принимая во внимание правоприменительную практику,  необходимо пояснить: - какие нормы права в данном случае имеют большую силу и какими нормами должен руководствоваться работодатель - нормами трудового права или валютного законодательства; - какими нормами необходимо было придерживаться при выплате заработной платы нерезидентам в период карантина, когда открытие счетов и перечисление денежных средств безналичным способом нерезидентам было существенно затруднительным?

Ответ на вопрос подготовил Сергей Прохоров, ведущий юрист практики "Трудовые отношения и споры. Интелллектуальная собственность" юридической компании "Лемчик, Крупский и Партнеры": Действительно, в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – «ТК РФ»), на трудовые отношения между работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства, и работодателем распространяются правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, за исключением случаев, в которых в соответствии с федеральными законами или международными договорами Российской Федерации трудовые отношения с работниками, являющимися иностранными гражданами или лицами без гражданства, регулируются иностранным правом. Данное положение закона позволяет сделать вывод о том, что установленные ТК РФ правила, в том числе предусмотренные ч. 3 ст. 136 ТК РФ правила выплаты работнику заработной платы в месте выполнения им работы или посредством перевода в кредитную организацию, указанную в заявлении работника, распространяются и на иностранных работников – нерезидентов Российской Федерации.

Тем не менее, во внимание должны приниматься положения ч. 5 ст. 11 ТК РФ, согласно которой, на территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено ТК РФ, другими федеральными законами или международным договором Российской Федерации. К одному из таких законов, являющихся по отношению к ТК РФ специальными, то есть имеющими перед ТК РФ приоритет в силу публичности регулируемых ими отношений, относится Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – «Закон о валютном регулировании»).

Из пп. «б» п. 6, пп. «а» п. 7 ч. 1 ст. 1 Закона о валютном регулировании следует, что иностранные граждане, кроме постоянно проживающих в Российской Федерации на основании вида на жительства, признаются нерезидентами.

В силу пп. «б» п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона о валютном регулировании, приобретение нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента валюты Российской Федерации на законных основаниях считается валютной операцией.

Согласно ч. 2 ст. 14 Закона о валютном регулировании, расчеты при осуществлении валютных операций с нерезидентами производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.

Таким образом, учитывая положения специального по отношению к ТК РФ Закона о валютном регулировании, может быть сделан вывод о том, что иностранные работники, кроме постоянно проживающих в Российской Федерации на основании вида на жительства,  являются нерезидентами, в связи с чем, выплата им заработной платы юридическими лицами – резидентами (работодателями) должна осуществляться исключительно посредством перевода денежных средств в кредитную организацию, указанную в заявлении иностранного работника – нерезидента, отвечающую требованиям, указанным в ч. 2 ст. 14 Закона о валютном регулировании.

Неисполнение данной обязанности влечет административную ответственность на основании ч. 1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – «КоАП РФ») за нарушение валютного законодательства Российской Федерации, согласно которой, размер административного штрафа для юридических лиц – резидентов составляет от 75 до 100 процентов суммы незаконной валютной операции, а для их должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей. О правомерности привлечения уполномоченными органами юридических лиц – резидентов к административной ответственности за данный вид нарушения свидетельствует судебная практика (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 23.03.2021 № Ф06-1934/2021 по делу № А06-7448/2020, Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 29.07.2020 № Ф10-1628/2020 по делу № А62-6899/2019, Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 29.03.2021 № Ф09-686/21 по делу № А07-18281/2020).

В ряде случаев при рассмотрении данной категории дел суды применяют ст. 2.9 КоАП РФ, посчитав возможным освободить лицо, совершившее административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, от административной ответственности и ограничиваются устным замечанием (Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2016 № 06АП-7400/2015 по делу № А04-9752/2015, Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2015  № 18АП-14096/2015 по делу № А76-13362/2015). При этом суды придерживаются позиции, согласно которой совершенное нарушение не содержит какой-либо существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не повлекло нарушения прав и интересов граждан и государства, фактические обстоятельства не свидетельствуют о пренебрежительном отношении нарушителя к нормам публичного права и исполнению своих обязанностей, само по себе нарушение правил осуществления валютных операций не повлекло каких-либо последствий для финансовой системы Российской Федерации.

Какие-либо разъяснения уполномоченных органов и судебная практика на предмет освобождения юридических лиц – резидентов от административной ответственности за нарушение требований к выплате заработной платы иностранным работникам – нерезидентам в период карантина, когда открытие счетов и перечисление денежных средств безналичным способом было существенно затруднено, не обнаружены. В связи с этим, в указанный период должны были применяться вышеприведенные нормы Закона о валютном регулировании.

Материал подготовлен для издания Финансовый Директор
Хотите получить консультацию?
Задайте вопрос по Вашей ситуации и получите консультацию эксперта.
Задать вопрос
Хотите получить консультацию?
Задайте вопрос по Вашей ситуации и получите консультацию эксперта.
Оставить заявку
Другие публикации
ЛКП
17.04.2024

Процесс гуманизации уголовного законодательства и либерализации уголовной ответственности за преступления экономической направленности в России продолжается. 


ЛКП
17.04.2024

Владимир Путин подписал закон, ужесточающий наказание за спам-звонки, — теперь максимальный штраф за это для юрлиц может составить 1 млн рублей.


ЛКП
15.04.2024

Размолвка между Neo Cars и Biulu стала, пожалуй, первым публичным конфликтом между российским и китайским бизнесом за последние два года. 



Наш телеграм-канал и почтовая рассылка
Полезная информация из первых рук
Подписаться на телеграм