Амортизационная группа основного средства

Старший юрист практики "Налоговый консалтинг" Александр Беляев в статье Журнала "Финансовый директор" "Амортизационная группа основного средства"

Вопрос: Добрый день! Просьба помочь разобраться с вопросом: Основное средство отсутствует в Классификации основных средств. Отсутствуют технические условия или рекомендации изготовителя (получить их не предоставляется возможным). Зачастую закупаются дорогостоящие объекты основных средств бывших в употреблении. Техпаспорт на них отсутствует. Из единых норм амортизационных отчислений основных средств на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР установить срок полезного использования так же не предоставляется возможным. Как определить амортизационную группу основного средства, если изготовитель в техпаспорте указывает гарантийный срок только один год? Срока полезного использования нет! Писали письма в Минэкономразвитие (на официальном сайте) - ответов нет (т.е. не отвечают). Возможно есть какие-то специализированные организации, заключения которых по срокам амортизации можно применить и в бухгалтерском и в налоговом учетах? К кому обращаться за помощью по данному вопросу? Предприятия находятся в г. Краснодар.

Ответ на вопрос подготовил Александр Беляев, старший юрист практики «Налоговый консалтинг» юридической компании «Лемчик, Крупский и Партнеры»: В Налоговом кодексе Российской Федерации (далее – НК РФ) содержатся следующие указания по определению амортизационной группы основного средства (далее – ОС): Амортизационная группа определяется налогоплательщиком исходя из установленного им срока полезного использования (далее – СПИ). При этом СПИ определяется с учетом утвержденной Правительством классификации ОС и иных специальных положений ст. 258 НК РФ; Для тех видов ОС, которые не указаны в амортизационных группах классификатора, СПИ устанавливается налогоплательщиком в соответствии с техническими условиями или рекомендациями изготовителей (п. 6 ст. 258 НК РФ); Приобретенные ОС, бывшие в употреблении, включаются в состав той амортизационной группы (подгруппы), в которую они были включены у предыдущего собственника (п. 12 ст. 258). Как я понимаю из изложенных Вами фактических обстоятельств, СПИ по классификатору, а также по техническим условиям или рекомендациям изготовителя установить не получается. Вместе с тем, не нужно забывать про п. 12 ст. 258 НК РФ, который предписывает относить ОС, бывшее в употреблении, в ту же амортизационную группу, что и у предыдущего собственника (Письмо Минфина России от 30.10.2020 № 03-03-06/1/95253). Это правило является специальным по отношению к правилам, изложенным в п. 1 и 6 ст. 258 НК РФ. В связи с этим, рекомендую обратиться к предыдущим собственникам ОС за информацией об амортизационной группе, в которую они относили соответствующие ОС. В том же случае, если получить соответствующую информацию от бывшего собственника не удастся, то Вы можете попробовать определить СПИ (и, соответственно, амортизационную группу) самостоятельно или с помощью сторонних экспертов, руководствуясь техническими характеристиками и функциональным назначением ОС. Вышеизложенная позиция подтверждается постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22.05.2018 № Ф04-1620/18 по делу № А46-19157/2017, в котором суд, устанавливая правомерность определения налогоплательщиком СПИ, сделал выводы на основе проектной документации и данных судебной экспертизы, проведенной с целью определения СПИ в отношении ОС.

Материал подготовлен для fd.ru

Хотите получить консультацию?
Задайте вопрос по Вашей ситуации и получите консультацию эксперта.
Задать вопрос
Хотите получить консультацию?
Задайте вопрос по Вашей ситуации и получите консультацию эксперта.
Оставить заявку
Другие публикации
ЛКП
17.04.2024

Процесс гуманизации уголовного законодательства и либерализации уголовной ответственности за преступления экономической направленности в России продолжается. 


ЛКП
17.04.2024

Владимир Путин подписал закон, ужесточающий наказание за спам-звонки, — теперь максимальный штраф за это для юрлиц может составить 1 млн рублей.


ЛКП
15.04.2024

Размолвка между Neo Cars и Biulu стала, пожалуй, первым публичным конфликтом между российским и китайским бизнесом за последние два года. 



Наш телеграм-канал и почтовая рассылка
Полезная информация из первых рук
Подписаться на телеграм