Закон о социальных сетях в России: ужесточение или необходимость?

Юрист практики "Международное право и налоги" Дарья Кононова в статье LF Academy "Закон о социальных сетях в России: ужесточение или необходимость?"

Российский интернет уже давно оброс значительным количеством ограничений и регуляторных мер со стороны законодателя. С принятием поправок в Закон об информации обязанность следить за противоправным контентом появилась и у социальных сетей. Эффективен ли введенный механизм, смогут ли соцсети справиться с новой обязанностью и как меняется мировое интернет-пространство?

Закон об информации - одно название

1 февраля 2021 года в России вступил в силу закон № 530-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Новые нормы направлены на ограничение и блокировку противоправного контента в социальных сетях. В связи с этим законодатель впервые сформулировал само понятие социальной сети – это сайт, доступ к которому в течение суток имеют более 500 000 пользователей, находящихся на территории России. С точки зрения экспертов, уже в самом определении существуют нестыковки.

«У нас в общеупотребимом понимании соцсеть – это некий ресурс, где люди переписываются и обмениваются какими-то материалами. Если обратиться к понятию, данному в этом законе, то соцсети – это страница, используемая для предоставления или распространения информации пользователя. Это определение охватывает широкий перечень интернет-ресурсов. Дополнительно выдвигается требование в отношении посещаемости этой страницы, она должна превышать 500 000 российских пользователей в сутки. Выделение именно таких критериев приведет к тому, что любая страница, информационный ресурс, мессенджер формально может подпадать под это понятие. В результате практически каждый интернет-ресурс фактически может быть потенциально оштрафован или заблокирован», – считает юрист практики «Международное право и налоги» юридической компании «Лемчик, Крупский и Партнеры» Дарья Кононова.

Определение социальной сети – не единственная расплывчатая формулировка в законопроекте. Это касается в том числе перечня противоправного контента. «Например, способы изготовления и употребления наркотиков – очевидно противоправная информация и ее распространение негативно скажется на обществе. Но что подразумевается, например, под «явным неуважением к обществу и государству»? Распространение символики солнца у славян, схожей с фашистской, будет являться явным неуважением к общему и государству? Или, например, высказывание атеистических взглядов будет ли рассматриваться в качестве явного неуважения к обществу? Будет ли все это считаться неуважением к обществу и власти – вопрос, на который в законе пока нет ответа. Вероятно, все точки над i расставит правоприменительная практика», – рассуждает Дарья Кононова.

С точки зрения юриста, причина размытости формулировок понятна – это позволяет охватить наибольшее количество информации, которая объективно навредила бы обществу. С другой стороны, есть вероятность посчитать вредоносной информацию, которая совершенно никому не вредит: например, выражение политических взглядов, отличных от общепринятого мнения, считает эксперт.

Ужесточение или необходимость закона о социальных сетях

На вопрос, что же все-таки такое Закон о социальных сетях – закручивание гаек или введение необходимых регуляторных мер, эксперты отвечают по-разному. «В моем понимании это, скорее, ужесточение. Например, я ставлю себя на место контент-мейкера в YouTube или TikTok, и я понимаю, что соцсети, опасаясь штрафов в том числе из-за размытых формулировок, могут блокировать значительную информацию, которая на деле может не являться противоправной. В результате материал, подготовленный блогером, может быть заблокирован, а такой контент-мейкер может в одночасье остаться и без заработка, и без аудитории. Подобные блокировки вполне допустимого контента мы уже видим. На социальные сети и их собственников возлагается дополнительная ответственность, вплоть до уголовной ответственности. Прежде всего речь идет о риске столкнуться со штрафом и, более того, с уголовной ответственностью», – считает Дарья Кононова.

Материал подготовлен для legalacademy.ru
Хотите получить консультацию?
Задайте вопрос по Вашей ситуации и получите консультацию эксперта.
Задать вопрос
Хотите получить консультацию?
Задайте вопрос по Вашей ситуации и получите консультацию эксперта.
Оставить заявку
Другие публикации
ЛКП
17.04.2024

Процесс гуманизации уголовного законодательства и либерализации уголовной ответственности за преступления экономической направленности в России продолжается. 


ЛКП
17.04.2024

Владимир Путин подписал закон, ужесточающий наказание за спам-звонки, — теперь максимальный штраф за это для юрлиц может составить 1 млн рублей.


ЛКП
15.04.2024

Размолвка между Neo Cars и Biulu стала, пожалуй, первым публичным конфликтом между российским и китайским бизнесом за последние два года. 



Наш телеграм-канал и почтовая рассылка
Полезная информация из первых рук
Подписаться на телеграм