1. Единый порядок уплаты НДС при электронных услугах в ЕАЭС: новые правила налогообложения.
2. Налог на сверхприбыль: нововведения и исключения
3.Эксперимент с партнерским финансированием в России: новые возможности для рынка
4. Бизнес освободят от налогов при безвозмездном получении патентов.
5. Электронную подпись можно будет оформить за границей.
1. Единый порядок уплаты НДС при электронных услугах в ЕАЭС: новые правила налогообложения.
Анонс: Президент подписал закон о ратификации поправок к договору о Евразийском экономическом союзе, которые закрепляют наднациональный порядок администрирования НДС при предоставлении электронных услуг в государствах-членах ЕАЭС. Введение новых правил позволит упростить процедуры уплаты налога, избежать двойного налогообложения и способствовать развитию электронной коммерции в регионе.
Президент подписал[1] закон о ратификации поправок к договору о ЕАЭС. Напомним, протокол, закрепляет наднациональный порядок администрирования НДС при оказании налогоплательщиками услуг в электронной форме в государствах – членах ЕАЭС.
Согласно новым[2] правилам, при трансграничной покупке услуги в электронной форме на территории ЕАЭС налогообложение НДС будет происходить по месту нахождения покупателя. До этого не было общего подхода по данному вопросу, что приводило к двойному налогообложению или к ситуации, когда такая коммерческая деятельность не облагалась налогом ни в одном из государств-членов.
Для уплаты НДС налогоплательщик, который оказывает электронные услуги в другой стране ЕАЭС, обязан встать на налоговый учет в ней и подавать декларации по НДС, если такое требование есть в данной стране. Если требования нет, НДС платит потребитель услуг. Планируют предусмотреть исключение из правила — оказание услуг через посредников. При ряде условий последние станут перечислять налог.
При этом утвержденный Протокол обеспечил возможность налогоплательщикам, оказывающим услуги в электронной форме покупателям на территории ЕАЭС, зарегистрироваться в государстве-члене в качестве плательщика НДС дистанционно, в упрощенном формате подавать электронную декларацию и уплачивать налог.
В настоящий момент ведется работа Советом Евразийской экономической комиссии по утверждению перечня электронных услуг.
При этом протоколом оговорено, что в целях применения порядка уплаты НДС в рамках Соглашения к услугам в электронной форме не будут относиться, в частности:
-
реализация товаров (работ, услуг), если при заказе через информационно-телекоммуникационную сеть, в том числе через сеть Интернет, поставка товаров (выполнение работ, оказание услуг) осуществляется без использования такой информационно-телекоммуникационной сети;
-
реализация (передача прав на использование) программного обеспечения для любых видов электронных устройств (включая компьютерные игры) на материальных носителях и (или) баз данных на материальных носителях;
-
оказание услуг по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети, в том числе к сети Интернет.
Предполагают, что поправки вступят в силу с даты получения депозитарием уведомления о том, что страны ЕАЭС выполнили внутригосударственные процедуры, которые нужны для вступления поправок в силу.
2. Налог на сверхприбыль: нововведения и исключения
Анонс: Совет Федерации одобрил введение налога на сверхприбыль, который станет разовым налогом и затронет множество российских и иностранных организаций. Однако установлены исключения для 14 категорий налогоплательщиков, которые будут освобождены от уплаты данного налога. Новый налог будет рассчитываться на основе денежного выражения сверхприбыли за определенные периоды.
Налог на сверхприбыль предлагают[3] сделать налогом разового характера. Разберем существенные моменты.
2.1. Кто станет плательщиком нового налога
Налогоплательщиками налога станут:
-
российские организации;
-
иностранные организации, ведущие деятельность в РФ через постоянные представительства;
-
иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами в порядке ст. 246.2 НК РФ.
При этом предусмотрено 14 категорий налогоплательщиками, которые попали в исключение, среди которых, например:
-
организации, включенные на 31 декабря 2022 года в реестр МСП;
-
российские организации, созданные после 1 января 2021 года (кроме тех, которые появились после реорганизации лиц, действовавших до этой даты);
-
организации, у которых не было доходов от реализации, определяемых в порядке ст 249 НК РФ за 2018 и 2019 годы;
-
организации-застройщики, которые реализуют проекты с привлечением средств граждан через эскроу-счета по Закону о долевом строительстве. Такие застройщики не должны были выплачивать в 2021 и 2022 годах дивиденды;
-
организации, осуществлявшие в течение 2022 года добычу углеводородного сырья;
-
российские представительства иностранных организаций, созданные после 1 января 2021 года;
-
организации, совершающие операции по переработке нефтяного сырья или деятельность по производству сжиженного газа при выполнении определенных условий
-
налогоплательщики, применявшие непрерывно ЕСХН с 1 января 2018 по 31 декабря 2022 гг;
2.2. Что планируют установить объектом налогообложения и налоговой базой
Налоговой базой планируют признать денежное выражение сверхприбыли.
Объект (сверхприбыль) планируют определять как превышение средней арифметической величины прибыли за 2021 год и прибыли за 2022 год над средней арифметической величиной прибыли за 2018 год и прибыли за 2019 год (ч. 2 ст. 3 проекта 379248-8).
Если говорить языком формул, то:
Объект налогообложения (сверхприбыль) = (прибыль за 2021 г. + прибыль за 2022 г.)/2 – (прибыль за 2018 г. + прибыль за 2019 г.)/2;
при этом прибыль считают по данным налогового учета.
По результатам подсчета сверхприбыли учитываются следующие нюансы:
-
Если при расчете получается значение 1 млрд рублей и менее, или получается отрицательное значение, то налоговая база признается равной 0 и налог не уплачивается, в том числе не подается специальная декларация.
-
Если сверхприбыль > ½ прибыли за 2022 год, то она признается равной ½ прибыли 2022 года при выполнении следующего соотношения:
( |
Прибыль в 2021 году |
+ |
Прибыль в 2022 году |
) |
< |
( |
Балансовая стоимость активов в 2021 году |
+ |
Балансовая стоимость активов в 2021 году |
) |
( |
Прибыль в 2018 году |
+ |
Прибыль в 2019 году |
) |
|
( |
Балансовая стоимость активов в 2021 году |
+ |
Балансовая стоимость активов в 2021 году |
) |
- Если (прибыль 2018 года + прибыль 2019)/2 = 0, то значение сверхприбыли принимается равной прибыли 2022 года.
Для организаций-участника СЗПК не учитывается прибыль от реализации соглашения.
Для организаций-участников КГН предусмотрены различные особенности для определения сверхприбыли.
2.3. Как предлагают уплачивать налог
Сумму налога разрешат уменьшить на вычет. Размер вычета - он не может быть более половины суммы налога - предлагают определять исходя из обеспечительного платежа, перечисленного в бюджет с 1 октября 2023 года по 30 ноября 2023 года включительно[4]. Размер обеспечительного платежа налогоплательщики смогут определить сами. Налог нужно будет уплатить не позднее 28 января 2024 года.
Налоговую ставку предлагают установить 10%. Как отмечает Минфин, благодаря вычету сумму налога можно снизить в 2 раза до эффективной ставки 5%, если перечислить обеспечительный платеж с 1 октября по 30 ноября 2023 года
Отметим, в расходы по налогу на прибыль уплаченную сумму данного налога не включают.
2.4. Какую планируют отчетность
Предлагают установить срок для сдачи налоговой декларации - не позднее 25 января 2024 года. Ее не представляют, если налог исчислили в нулевом размере
3.Эксперимент с партнерским финансированием в России: новые возможности для рынка
Анонс: Государственная Дума приняла законопроект о запуске эксперимента по развитию партнерского финансирования в России в четырех пилотных регионах. Этот шаг позволит банкам, финансовым организациям и юридическим лицам предоставлять партнерские услуги с разделением доходов и рисков с клиентами и инвесторами. Эксперимент позволит оценить заинтересованность рынка и улучшить доступность финансовых услуг для граждан и бизнеса в России.
Государственная Дума приняла в окончательном чтении законопроект[5], запускающий эксперимент по развитию партнерского финансирования в России. Эксперимент будет проходить с 1 сентября 2023 года по 1 сентября 2025 года на территории четырех пилотных регионов: Башкортостана, Татарстана, Чечни и Дагестана.
Партнерское финансирование широко распространено в ряде стран мира. Его участники уделяют большое внимание этическим и религиозным аспектам — они не вправе взимать вознаграждение в виде ссудных процентов, но разделяют доходы и риски от реализации таких проектов с инвесторами и клиентами. Для них ограничено финансирование игорной деятельности, проектов по производству табачных изделий, алкоголя, оружия.
Предоставлять партнерские услуги смогут банки, финансовые организации, юридические лица, зарегистрированные в форме потребительского общества, фонда, автономной некоммерческой организации, хозяйственного общества или товарищества. При этом такие организации или их филиалы (для банков — внутренние структурные подразделения) должны быть зарегистрированы на территории пилотных регионов. Для клиентов — потребителей услуг партнерского финансирования таких ограничений нет.
Участники эксперимента должны соответствовать требованиям закона и нормативных актов Банка России и находиться в специальном реестре, который будет вести регулятор.
Банк России стремится к созданию правовой среды для внедрения новых продуктов и услуг наряду с развитием традиционных финансовых рынков. Предоставление партнерского финансирования возможно и сейчас, но во многом затруднено в отсутствие специального регулирования. Этим отчасти объясняется то, что такое финансирование остается ограниченным как по объемам, так и по географии распространения.
Эксперимент поможет оценить заинтересованность участников рынка в новых финансовых инструментах и увеличить доступность услуг для российских граждан, а также малого и среднего бизнеса. Развитие партнерского финансирования предусмотрено Основными направлениями[6] развития финансового рынка Российской Федерации на 2023 год и период 2024 и 2025 годов и Перспективными направлениями[7] развития банковского регулирования и надзора.
4. Бизнес освободят от налогов при безвозмездном получении патентов.
Анонс: Правительство России одобрило законопроект, направленный на освобождение граждан и компаний от налогов при безвозмездном получении патентов и лицензий на исключительные права на РИД. Изменения в Гражданский кодекс предоставляют освобождение от налога в случаях, когда патенты передаются важным медицинским препаратам или технологиям, а также облегчают налоговую нагрузку на компании, стремящиеся к коммерциализации РИД. Эти изменения поддерживают инновационную деятельность, снижая финансовые барьеры для развития и коммерциализации новых технологий.
Правительство поддержало[8] законопроект[9], который освободит от налогов граждан и компании, безвозмездно получающие исключительные права на РИД или лицензии. Он направлен на три группы случаев, описанных в Гражданском кодексе и актах Правительства.
Во-первых, случай, когда исключительные права (например, патент на изобретение) принадлежат государству и безвозмездно передаются тому, кто сможет их использовать. Это можно быть передача исключительных прав или предоставление лицензии. Например, когда государству принадлежат права на препарат от гепатита B, ВИЧ или коронавируса. При передаче безвозмездно лицензию на этот препарат фармацевтическому заводу заводу не придется платить налог.
Во-вторых, благодаря изменениям[10] в ГК РФ, появилась возможность закреплять исключительные права на РИД, созданные по госконтрактам, за исполнителями и введена их обязанность предоставить лицензию на такие технологии лицу, указанному государством в случае их необходимости для государственных нужд. Таким образом, компании, планирующей поставить на баланс лицензию на РИД (например, технологию или уникальный дизайн), не придется платить налог.
В-третьих, по ГК РФ правообладатель, чей РИД создан за счет средств государства, обязан в течение двух лет коммерциализировать разработку. Если это не происходит в течение двух лет, такой правообладатель должен безвозмездно отдать патент лицу, способному его использовать. Поддержанный Правительством законопроект предусматривает освобождение от налога и получателя прав в таком случае.
Сейчас, согласно налоговому законодательству, лица, которые безвозмездно получают права на РИД, должны заплатить налог. Это является дополнительным ограничением для получателей прав, которым важно сконцентрировать ресурсы на коммерциализации полученной технологии. Законопроект, разработанный Минэкономразвития, предусматривает внесение изменений в НК РФ для устранения этих проблем.
5. Электронную подпись можно будет оформить за границей.
Анонс: Ростех и Россотрудничество объединили усилия для предоставления гражданам России возможности получать электронные подписи в зарубежных представительствах. Проект, инициированный на саммите "Россия – Африка", позволит соотечественникам воспользоваться государственными услугами и вести бизнес из любой точки мира. Важнейшим элементом новой системы станет мобильное приложение, обеспечивающее удобство и безопасность использования электронных подписей.
Ростех и Россотрудничество подписали[11] соглашение о старте проекта по выдаче электронных подписей гражданам России за пределами РФ.
Электронные подписи будут выдаваться в офисах удостоверяющего центра «Основание». Такие офисы будут открыты в зарубежных представительствах Россотрудничества за рубежом. Первой страной, где запустят проект, станет Белоруссия.
Получив ключ электронной подписи в представительстве Россотрудничества, гражданин сможет в полном объеме пользоваться сервисами портала Госуслуг, сдавать налоговые декларации, подавать заявки на налоговые вычеты и т.д.
На базе платформы OLY запущен проект «Соотечественники», при помощи которого граждане РФ и других стран имеют доступ к цифровым сервисам и госуслугам страны.
Хранить ключи электронной подписи, подписывать электронные документы, отслеживать срок действия ключей, перевыпускать сертификаты ключа подписи и узнавать статус заявок можно будет через такое мобильное приложение.
Соглашение о старте проекта по выдаче электронных подписей гражданам России за рубежом подписано на саммите «Россия – Африка» в Санкт-Петербурге. Сервис даст возможность соотечественникам пользоваться важнейшими государственными услугами из любой точки мира.
Также на полях форума состоялась презентация торговой платформы, дающей возможность российским бизнесменам удаленно заключать сделки с африканскими партнерами. Среди преимуществ платформы – возможность аутентификации пользователей с помощью электронной подписи для совершения сделок, использование трансграничного документооборота, удобство интерфейса и простота в использовании.
Отдельным блоком в структуре платформы реализованы новейшие финансовые инструменты, позволяющие совершать взаиморасчеты между юридическими и физическими лицами.
6. Действие упрощенного порядка подтверждения соответствия ввозимой и выпускаемой продукции продлено до 1 сентября 2024 года
Анонс: Правительство России продлило действие упрощенного порядка подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов и стандартов до 1 сентября 2024 года. Меры, введенные для упрощения работы предпринимателей в условиях санкционных ограничений, оказались эффективными, снизив технические барьеры при ввозе и выпуске продукции. Новые нормы способствуют облегчению процесса подтверждения соответствия и обеспечивают защиту интересов потребителей.
Упрощенный порядок подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов, национальных и межгосударственных стандартов продлевается[12] на год, до 1 сентября 2024 года. Речь идет в т.ч. о едином знаке обращения продукции на рынке ЕАЭС и знаке обращения на рынке. Порядок распространяется на товары, ввозимые из-за границы, а также выпускаемые в обращение внутри страны. Постановление вступит в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, которые вступят в силу с 1 сентября 2023 года.
Напомним, в марте 2022 года для упрощения работы предпринимателей в условиях санкционных ограничений были утверждены[13] особенности разрешительной деятельности. Впоследствии этот режим продлевался. Так, начиная с указанного периода для выпуска в обращение товара, который необходимо сертифицировать, производители и экспортеры могут предоставить декларации о соответствии, основанные на собственных доказательствах (без проведения длительных лабораторных исследований).
А для того, чтобы оградить потребителей от некачественных товаров, усовершенствована процедура подачи декларации по упрощенной схеме – в течение 6 месяцев после вывода продукции на рынок производители и экспортеры должны будут подтвердить соответствие товаров требованиям технических регламентов ЕАЭС или требованиям российского законодательства в сфере технического регулирования.
В случае если заявитель принял решение не размещать информацию о декларации, то такую продукцию, выпущенную в обращение на основании указанной декларации, не допускается реализовывать потребителям для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в том числе в рамках договоров розничной купли-продажи.
На официальном сайте Правительства РФ сообщается, что это решение доказало свою эффективность, значительно снизив технические барьеры при ввозе продукции и насытив рынок промышленными и продовольственными товарами. В связи с этим действие нормы будет продлено.
[1] Федеральный закон от 24.07.2023 N 328-ФЗ "О ратификации Протокола о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года в части определения порядка взимания косвенных налогов при оказании услуг в электронной форме"
[2] "Протокол о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года в части определения порядка взимания косвенных налогов при оказании услуг в электронной форме" (Подписан в г. Бишкеке 09.12.2022)
[3] ст. 1 проекта 379248-8, ст. 1 проекта 379177-8
[4] ч. ч. 2, 3 ст. 6 проекта 379248-8
[5] https://sozd.duma.gov.ru/bill/198584-8
[6] https://www.cbr.ru/Content/Document/File/143773/onfr_2023-2025.pdf
[7] https://www.cbr.ru/content/document/file/143838/dbra_20221227.pdf
[8] https://rospatent.gov.ru/ru/news/pravitelstvo-24072023
[9] Проект Федерального закона N 406673-8 "О внесении изменений в статьи 217 и 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 20.07.2023)
[10] Федеральный закон от 22.12.2020 N 456-ФЗ "О внесении изменений в части вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации"
[11] https://rostec.ru/news/rostekh-i-rossotrudnichestvo-otkryli-rossiyanam-dostup-k-tsifrovym-gosuslugam-za-rubezhom/
[12] Постановление Правительства РФ от 10 июля 2023 г. № 1133
[13] Постановление Правительства РФ от 12 марта 2022 г. № 353