Общества с ограниченной ответственностью — резиденты территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) и специальных административных районов (САР), островов Русский и Октябрьский, смогут сами решать, оставить ли сведения об участниках в ЕГРЮЛ или передать регистратору (специальный субъект, имеющий лицензию на ведение реестра ценных бумаг). При этом решение о передаче должно быть принято на общем собрании участников общества, а голосование — единогласным.
Как указано в пояснительной записке к законопроекту, одна из его главных целей — защита российских юридических лиц от санкций со стороны иностранных государств.
Российские офшоры станут еще офшорнее
Отсутствие публичного раскрытия информации о владельцах компаний типично для регулирования в офшорных зонах. Однако порядок учета состава участников (акционеров) офшорных компаний может различаться в зависимости от юрисдикции. К примеру, законодательство Британских Виргинских островов предполагает ведение непубличного государственного реестра в системе учета владельцев зарегистрированных компаний (Beneficial Ownership Secure Search System, BOSS).
ФЗ «О международных компаниях» дает резидентам САР сделать сведения об участниках общества, содержащиеся в ЕГРЮЛ, непубличными. Однако законопроект предполагает полное исключение таких сведений из ЕГРЮЛ, так что даже государство не будет знать о текущем составе участников. Авторы законопроекта считают, что это повысит интерес иностранных компаний к получению статусов международной компании и резидента САР.
С другой стороны, нельзя не отметить, что законодатели целого ряда стран сегодня отходят от идеи сокрытия информации и добиваются прозрачности бизнеса. На этом фоне предлагаемые законопроектом изменения выглядят несколько нестандартно.
Резиденты ТОСЭР
Гораздо большее значение законопроект имеет для ООО — резидентов ТОСЭР: прежде всего раньше у таких обществ не было возможности скрыть состав участников. С учетом того, что в России более ста ТОСЭР, довольно много ООО сможет воспользоваться новой возможностью.
Кроме того, ООО — резиденты ТОСЭР в отличие от международных компаний обязаны в полной мере соблюдать требования ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» в отношении реализации корпоративных прав. Так, например, действующее регулирование предусматривает, что у участников нет необходимости подтверждать перед обществом наличие и размер их доли в уставном капитале, поскольку такие сведения находятся в публичном доступе.
В случае же передачи реестра регистратору сложится ситуация, когда ООО не будет иметь информации о текущем составе своих участников (по аналогии с акционерными обществами). В связи с этим возникает вопрос: как (какими документами) участник будет подтверждать наличие у него доли в конкретный момент, например, при запросе информации от ООО?
В отношении акционерных обществ, где учет прав акционеров изначально вел регистратор, уже довольно давно существует разъяснение (в информационном письме президиума ВАС РФ от 18.01.2011 № 144). В соответствии с ним при запросе информации акционер должен самостоятельно подтвердить владение акциями. Разумно предположить, что аналогичные разъяснения будут предоставлены и в отношении ООО, которые передадут ведение списка участников регистратору. Однако в настоящий момент вопрос остается открытым.
Стоит отметить, что в целом возможность передачи учета прав участников ООО регистратору еще больше размоет и без того тонкую грань между ними и непубличными акционерными обществами.
Учет долей в уставном капитале ООО
Законопроект предполагает внесение изменений в ФЗ «О рынке ценных бумаг». Эти изменения расширят полномочия регистраторов, позволив им вести учет не только ценных бумаг, но и долей в уставном капитале. Однако открытым остается процедурный вопрос учета ими прав на доли в уставном капитале ООО. Регистраторы осуществляют учет по ценным бумагам, в том числе по акциям, путем ведения записей по лицевым счетам. Однако доля в уставном капитале ООО не является ценной бумагой. Соответственно, система, по которой сейчас работают регистраторы, не подойдет. В связи с этим как порядок ведения учета прав участников, так и исполнение сделок с долями потребует дополнительного регулирования.
Впрочем, законопроект содержит упоминание, что Центробанк должен будет выпустить специальные инструкции о порядке учета прав участников ООО.
Что же с остальными?
Важно учитывать, что предлагаемые изменения в отличие от законопроекта 2016 года затронут не все ООО, а только резидентов ТОСЭР и САР. Прочие же ООО возможности передачи учета прав участников регистратору не получат. В случае принятия законопроекта в отношении учета прав участников ООО возникнет двойственное регулирование. В результате общества одной и той же организационно-правовой формы будут выглядеть для контрагентов совершенно по-разному.
Сейчас наличие публично доступных сведений предоставляет любому лицу легальную возможность провести проверку контрагентов и, например, убедиться, что сделка получила должное одобрение. В случае же принятия предлагаемых поправок такая проверка будет затруднена.
Не до конца понятно, чем вызван именно такой выборочный подход разработчиков законопроекта к законодательному регулированию и какие последствия будет иметь столь выборочное наделение дополнительными правами одинаковых, в сущности, хозяйственных субъектов.
Законопроект находится на стадии общественного обсуждения и, вероятно, до внесения на рассмотрение в Государственную думу будет изменен. Несмотря на более детальную проработку относительно законопроекта 2016 года, он все еще оставляет открытыми ряд вопросов и уже сейчас заслуживает пристального внимания.