Налоговый дайджест ЛКП №17

◾️Проверка контрагентов: уже доступны сведения о доходах, расходах и налогах организаций за 2021 год
◾️С 2024 года могут начать штрафовать за нарушения с прослеживаемыми товарами
◾️Минфин информирует о приостановлении действия Соглашения с Латвийской Республикой об избежаниии двойного налогообложения
◾️Стали известны возможные коэффициенты-дефляторы на 2023 года

Структура дайджеста:

1. Мобилизация

1.1. Стал известен блок мер поддержки малого бизнеса и ИП в связи с частичной мобилизацией

1.2. Налогоплательщикам и страхователям ответили на вопросы в связи с мобилизацией

2. Налоговый контроль

2.1. Проверка контрагентов: уже доступны сведения о доходах, расходах и налогах организаций за 2021 год

2.2. С 2024 года могут начать штрафовать за нарушения с прослеживаемыми товарам

2.3. Федеральная налоговая служба намерена исключить Швейцарию и британский офшор Каймановы острова из обновленного перечня государств и территорий, с компетентными органами которых осуществляется автоматический обмен финансовой информацией. Одновременно в перечень предлагается включить Казахстан, Мальдивы и Оман.

3. Налог на прибыль, НДФЛ

3.1. Минфин информирует о приостановлении действия Соглашения с Латвийской Республикой об избежании двойного налогообложения

4. УСН

4.1. Стали известны возможные коэффициенты-дефляторы на 2023 год

1.  Мобилизация

1.1.      Стал известен [АН1] блок мер поддержки малого бизнеса и ИП в связи с частичной мобилизацией

Первый заместитель Председателя Правительства России Андрей Белоусов провел совещание с представителями федеральных органов исполнительной власти и деловых объединений "Опора России", "Деловая Россия" и Торгово-промышленной палаты России. По результатам обсуждений сформирован[1] первый блок мер, которые будут запущены в ближайшее время.

Совместно с депутатами Государственной Думы уже подготовлены поправки в законодательство, которые сохранят для военнослужащего, призванного для прохождения действительной военной службы, возможность быть собственником бизнеса.

Минфин совместно с Минэкономразвития и Корпорацией МСП разрабатывает процедуру изменения или расторжения контрактов на поставку товаров, работ и услуг для государственных или муниципальных нужд. Также планируется не применять штрафные санкции в случае мобилизации предпринимателя.

В случае невозможности продления попавшим под мобилизацию предпринимателем лицензий они будут продлеваться автоматически по аналогии с механизмом, который действовал в пандемию коронавируса. Проект соответствующего постановления Правительства подготовит Минэкономразвития.

Минфину и ФНС поручено обеспечить возможность переноса срока уплаты налоговых и иных платежей для попавших под мобилизацию предпринимателей, которые продолжат вести бизнес. Также планируется перенести сроки представления деклараций и отчетности.

Профильные ведомства подготовят проект поправок в законодательство для введения отсрочки по уплате платежей по кредитным договорам и договорам лизинга для МСП.

Еще одной мерой поддержки станет возможность приостановления или расторжения договоров аренды без штрафных санкций, если недвижимость взята в аренду у государства.

Резюме: Правительство определило перечень дополнительных мер для решения проблем малого бизнеса и предпринимателей, которые возникли из-за частичной мобилизации. Включать меры предлагают автоматически или полуавтоматически, что является немаловажным фактором. Так как в связи с ограниченным сроком времени начиная с момента получения повести мобилизованным до начала несения службы собственник бизнеса или ИП должен предусмотреть переоформление всех необходимых бумаг, для продолжения своего бизнеса.

1.2.      Налогоплательщикам и страхователям [АН2] ответили на вопросы в связи с мобилизацией

ФНС разъяснила[2] ряд вопросов по налогам и взносам, которые возникают из-за частичной мобилизации. Стоит обратить внимание на такие моменты:

Если мобилизован ИП, то:

-              для сдачи отчетности он может оформить доверенность, которую заверит нотариус или, например, командир воинской части;

-              взносы в фиксированном размере за период мобилизации платить не нужно.

Если мобилизуют самозанятого, то:

-              сниматься с учета в качестве самозанятого необязательно. Если у него отсутствует облагаемый НПД доход, то налог начисляться не будет.

-              узнать сумму налога можно в приложении «Мой налог», так как начисление производится автоматически не позднее 12-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем;

-              налог за предыдущий налоговый период можно либо оплатить, настроив в приложении «Мой налог» автоплатеж самостоятельно или уполномочив на это кредитную организацию, либо уплату может осуществить третье лицо через сервис "Уплата налогов и госпошлин" на сайте ФНС России.

Аналогично и для обычных граждан, без статуса самозанятого предусмотрена возможность уплаты налога любым лицом - родственниками, друзьями и др. При этом в платежном поручении необходимо указать его ИНН.

Оформить такое поручение и произвести оплату онлайн можно в сервисе "Уплата налогов и пошлин" на сайте ФНС России. При этом на третьем шаге необходимо выбрать уплату за третье лицо.

Узнать сумму долга по налоговым обязательствам физлицо может через уполномоченное лицо. Доверенность на такое лицо можно оформить через командира воинского подразделения и направить ее по почте. Уполномоченное лицо (родственникам, друзьям и т.д.) может лично обратиться в налоговый орган для получения справки о состоянии расчетов и платежных документов. В случае несогласия с суммой долга они могут оформить обращение.

Резюме: ФНС даны разъяснения в части налоговых обязанностей мобилизованных налогоплательщиков. Доступные в настоящее время онлайн-сервисы позволяют сохранить возможность осуществить оплату имущественных налогов мобилизованному физлицу. Также он может исполнить обязанность по уплате налога через уполномоченное лицо. Самозанятые на период мобилизации могут не сниматься с учета, при этом заплатить налог, начисленный за период деятельности до мобилизации, можно через приложение «Мой налог» либо исполнить данную обязанность может третье лицо. Для мобилизованного ИП для правомочного продолжения ведения бизнеса и своевременной сдачи отчетности необходимо оформить доверенность на уполномоченное лицо, при этом она должна быть заверена нотариально либо командиром воинской части. За период мобилизации ИП освобожден от уплаты страховых взносов за себя.

2.  Налоговый контроль

2.1. Проверка контрагентов[АН3] : уже доступны сведения о доходах, расходах и налогах организаций за 2021 год

ФНС сообщила[3], что в формате открытых данных на сайте разместили[4] сведения организаций за прошлый год. Речь идет о доходах и расходах по бухгалтерской отчетности, а также о налогах и взносах.

ФНС периодически публикует данные о бизнесе, которые раньше были налоговой тайной. Они находятся в разделе "Открытые данные" сайта www.nalog.ru. Сведения размещаются в соответствии с п. 1.1 ст. 102 Налогового кодекса РФ. Организации активно используют эту информацию в своих справочных и аналитических системах, а также в сервисах. Она помогает им выбирать надежных партнеров для успешной деятельности.

Налоговики напомнили: данные обновляют ежегодно 1 октября. Информация помогает налогоплательщикам дополнительно проверить контрагентов.

По показателю доходы и расходы в бухотчетности можно судить о финансовом состоянии контрагента, о фактическом ведении деятельности, а также о сдаче бухотчетности налоговикам.

Информация о долгах перед налоговой и налоговых нарушениях поможет выявить компании, к которым уже есть претензии.

Как отметила СКЭС[5], данные ФНС России, содержащиеся в открытых информационных ресурсах (в том числе ЕГРЮЛ), могут использоваться в качестве доказательства в спорах о признании сделок недействительными, а также могут являться допустимыми доказательствами в деле о банкротстве. Госорганы и участники гражданского оборота вправе полагаться на то, что размещенные на сайте ФНС сведения достоверны.

Напомним, что раньше компании отправляли такие запросы в налоговую, но часто они не приносили результатов. НК РФ не обязывала[6] чиновников сообщать такие данные.

В свою очередь из-за того, что данные теперь в открытом доступе, не получится сослаться[7] на то, что налогоплательщик не знал о них.

Резюме: ФНС обновила данные в открытых информационных ресурсах за 2021 год.

Использование открытых данных в качестве проверки контрагента на этапе преддоговорной работы позволит снизить вероятность возникновения возможных претензий со стороны контролирующих органов.

Сведения относительно контрагента рекомендуется проверять до заключения договора и периодически до прекращения договорных отношений с ним.

2.2. С 2024 года могут начать штрафовать за нарушения с прослеживаемыми товарами

Минфин выставил на общественное обсуждение поправки к КоАП РФ об ответственности за нарушения в системе прослеживаемости.

Планируют[8] с 1 января 2024 года для организации ввести, например, такие штрафы:

·               От 1 000 до 100 тыс. руб. – за непредставление или подача с опозданием отчета об операциях с прослеживаемыми товарами или документов с реквизитами прослеживаемости[9];

·               От 1 000 до 100 тыс. руб. за неотражение или искажение реквизитов прослеживаемости в счетах-фактурах и УПД, в том числе корректировочных[10].

·               От 200 до 100 тыс. руб. за выставление счетов-фактур и УПД с реквизитами прослеживаемости не в электронной форме[11];

·               1 000 руб. за искажение реквизитов в отчете, если в счетах-фактурах все правильно (п. 4 ст. 1 проекта)

При этом, если исправить счета-фактуры или УПД до того, как инспекция истребует документы при камеральной проверке, ответственности не будет. Также не оштрафуют, если корректировочный отчет с правильными реквизитами представить до момента, когда налоговики выявят искажение.

Резюме: Меры ответственности за нарушения в сфере законодательства о прослеживаемости в настоящее время не предусмотрены. С целью снижения нагрузки на бизнес введение соответствующих норм планируется с 01.01.2024. Однако сумму штрафа за каждый документ планируется установить существенную. В случае самостоятельного исправления таких документов штрафа можно избежать.

 

2.3. Федеральная налоговая служба намерена[12] исключить Швейцарию и британский офшор Каймановы острова из обновленного перечня государств и территорий, с компетентными органами которых осуществляется автоматический обмен финансовой информацией. Одновременно в перечень предлагается включить Казахстан, Мальдивы и Оман.

Действующей международно-правовой основной для такого автоматического обмена является Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам от 25.01.1988, которая начала применяться в отношении Российской Федерации с 01.07.2015, и многостороннее Соглашение компетентных органов об автоматическом обмене страновыми отчетами от 27.01.2016, подписанное ФНС России 26 января 2017 года.

Включение страны в перечень государств, с компетентными органами которых осуществляется автоматический обмен финансовой информацией, влияет не только на информативность налоговых органов о наличии счетов и движении денежных средств на этих счетах резидентов, но и на обязательства резидентов этих стран в части валютного законодательства.

Напомним, что согласно п. 5.2 173-ФЗ[13] на счета (во вклады) физических лиц - резидентов, открытые в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, могут быть зачислены без ограничений денежные средства, получаемые от нерезидентов, при условии, что такие банки расположены на территории государства - члена ЕАЭС или на территории иностранного государства (территории), с которым осуществляется автоматический обмен финансовой информацией.

Также физическое лицо - резидент не представляет[14] налоговым органам отчет о движении денежных средств и иных финансовых активов по своему счету (вкладу), открытому в банке или иной организации финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, при условии, что такие банк или иная организация финансового рынка расположены на территории государства - члена ЕАЭС или на территории иностранного государства (территории), с которым осуществляется автоматический обмен финансовой информацией, и при условии, что общая сумма денежных средств, зачисленных на указанный счет (вклад) (списанных с указанного счета (вклада)), за отчетный год не превышает 600 тыс. руб. или сумму в иностранной валюте, эквивалентную 600 тыс. руб., либо остаток денежных средств на указанном счете (вкладе) по состоянию на конец отчетного года не превышает 600 тыс. руб. или сумму в иностранной валюте, эквивалентную 600 тыс. руб., если в течение отчетного года зачисление денежных средств на указанный счет (вклад) не осуществлялось.

Резюме: ФНС, утверждая новый список государств, реализует[15] право на формирование перечня государств с компетентными органами которых осуществляется автоматический обмен финансовой информацией. Своевременное отслеживание изменений в данном перечне позволит избежать штрафных санкций в части валютного законодательства в случае исключения стран. Так, например, с момента утверждения нового Перечня для владельцев счетов, открытых в Швейцарии и на Каймановых островах, появляются дополнительные обязанности в отношении отчетности и соблюдения ограничений при перечислении валюты.

 

3. Налог на прибыль, НДФЛ

3.1. Минфин информирует[16] о приостановлении действия Соглашения[17] с Латвийской Республикой об избежании двойного налогообложения

Латвийская сторона нотой от 16 мая 2022 года официально уведомила Российскую Федерацию о приостановлении действия Соглашения, о чем проинформированы все заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.

При этом согласно Соглашению, оно может быть[18] деносировано в одностороннем порядке путем передачи по дипломатическим каналам письменного уведомления о прекращении действия не позднее чем за шесть месяцев до окончания любого календарного года после истечения пяти лет с даты вступления настоящего Соглашения в силу. В таком случае настоящее Соглашение перестает действовать в обоих Договаривающихся Государствах:

a) в отношении налогов, удерживаемых у источника, на доходы, возникающие 1 января или после 1 января календарного года, следующего за годом, в котором было направлено уведомление;

b) в отношении других налогов на доходы и капитал - для налогов, относящихся к любому налоговому году, начинающемуся 1 января или после 1 января календарного года, следующего за годом, в котором было направлено уведомление.

Между тем, Президентом Российской Федерации подписан Указ от 26 сентября N 668 "О приостановлении Российской Федерацией действия Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал".

Таким образом, Росийско-латвийское соглашение об избежании двойного налогообложения приостанавливает[19] свое действие с 26 сентября 2022 года в силу пункта 4 Указа Президента Российской Федерации.

Резюме: Подписанное в 2010 году Соглашение об избежании двойного налогообложения между Российской федерацией и Латвией позволяло применять пониженные ставки по налогу на прибыль и НДФЛ. В силу принятых решений со стороны Латвии и России с 26 сентября 2022 года действие Соглашения прекращено. Соответственно, к доходам резидентов Латвии, выплаченным после указанной даты, например, применение пониженной налоговой ставки в размере 5% по дивидендам, выплаченным после 26.09.2022, действия Соглашения не применяется, доходы облагаются в соответствии с общепринятыми ставками налогов, предусмотренными российским налоговым законодательством. Также резидентам после 26 сентября 2022 года более не предусмотрена возможность зачета налога, уплаченного на территории другой страны.

4. УСН

4.1. Стали известны [АН4] возможные коэффициенты-дефляторы на 2023 год

Для УСН есть ряд стандартных критериев, позволяющих работать на этом режиме. Из года в год они не меняются (ст. 346.12 НК РФ):

·               численность персонала — не больше 100 человек;

·               остаточная стоимость основных средств — не больше 150 млн руб.;

·               нет филиалов;

·               доля участия других юрлиц — не больше 25%;

·               нет запрещенных видов деятельности из п. 3 ст. 346.12 НК РФ.

Но есть два критерия, которые корректируются на коэффициенты-дефляторы[20]:

·               доходы, полученные за календарный год, — не более 150 млн рублей (или 200 млн рублей — при повышенных ставках);

·               9-месячный доход юрлица, желающего перейти на упрощенку, — не выше 112,5 млн рублей (для ИП такое ограничение не ставится).

Минэкономразвития выставило на общественное обсуждение проект[21] с такими коэффициентами-дефляторами на следующий год:

·               1,257 - для УСН;

·               2,270 - для НДФЛ;

·               1,215 - для налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья;

·               1,729 - для торгового сбора.

Таким образом, если документ примут, то, в следующем году:

·               потеря права на УСН по стандартным ставкам (до 6% или до 15%) произойдет, если доход превысил 188, 55 млн руб.

·               сохранить право применять УСН получится, если доходы в 2023 году будут не больше 251,4 млн руб.

·               для перехода на УСН в 2024 году лимит доходов за 9 месяцев 2023 года не должен превысить 141,41 млн рублей.

Напомним, что данный коэффициент не применяется для расчета величины дохода, дающей право на переход на УСН с 2023 года, так как в такой ситуации применяется коэффициент, установленный в 2021 году, а величина дохода за 9 месяцев 2022 года для желающих перейти на УСН не должны превышать 123,3 млн руб.

Резюме: Согласно проектным величинам коэффициента-дефлятора для УСН по сравнению с 2022 годом предельный уровень дохода для сохранения права на УСН вырастет более чем на 50 млн рублей с 200 до 251,4 млн рублей. Таким образом с 2023 года все больше организаций и ИП смогут применять спецрежим УСН. Между тем, надо отметить, что другими поправками[22] по УСН сокращается перечень видов деятельности, так с 01.01.2023 не смогут применять УСН компании и ИП, которые производят или продают изделия из драгметаллов.

[1] Информация Правительства РФ от 04.10.2022 (http://government.ru/news/46697/)

[2] Письмо ФНС России от 28.09.2022 N АБ-4-19/12835@

[3] Информация ФНС России от 03.10.2022 (https://www.nalog.gov.ru/rn77/news/activities_fts/12523646/)

[4] https://www.nalog.gov.ru/opendata/7707329152-revexp/

[5] Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 14.10.2021 N 305-ЭС21-4104(3) по делу N А40-84439/2019; п. 1 <Письмо> ФНС России от 30.12.2021 N КЧ-4-18/18485@ "О направлении обзора судебной практики по спорам, связанным с оспариванием сделок" (вместе с "Обзором судебной практики по спорам, связанным с оспариванием сделок, за период 2019 - 2021 год")

[6] Письмо ФНС России от 24.07.2015 N ЕД-4-2/13005@)

[7] "Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2017)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017) (ред. от 26.04.2017)

[8] ст. 2, Проект Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части установления административной ответственности в отношении юридических лиц и лиц, осуществляющих деятельность без образования юридического лица, возникающей в связи с созданием в Российской Федерации национальной системы прослеживаемости товаров)" (подготовлен Минфином России, ID проекта 02/04/09-22/00131774) (не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 28.09.2022)

[9] п. 2 ст. 1 проекта

[10] п. 3 ст. 1 проекта

[11] п. 5 ст. 1 проекта

[12] Проект Приказа ФНС "Об утверждении перечня государств (территорий), не обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения с Российской Федерацией"

[13] Ст. 12, Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "О валютном регулировании и валютном контроле"

[14] Абз. 5 ч. 7 ст. 12 Закона N 173-ФЗ

[15] ст. 142.3, "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.06.2022)

[16] Документ: Информационное сообщение Минфина России "О приостановлении Российской Федерацией действия Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал"

[17] "Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал" (Заключено в г. Москве 20.12.2010)

[18] ст. 31, "Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал" (Заключено в г. Москве 20.12.2010)»

[19] ст. 37, Федеральный закон от 15.07.1995 N 101-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "О международных договорах Российской Федерации"

[20] п. 2 ст. 346.12, п. 4, 4.1 ст. 346.13, п. 1.1 ст. 346.20 НК РФ

[21] Проект Приказа Минэкономразвития России "Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2023 год" (по состоянию на 04.10.2022) (подготовлен Минэкономразвития России, ID проекта 01/02/10-22/00131962)

[22] ст. 1, Федеральный закон от 09.03.2022 N 47-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"

Другие публикации
ЛКП
25.01.2023
Чего ждать от налогов в 2023 году? Аналитика и прогнозы от юристов практики "Структурный и налоговый консалтинг"
ЛКП
25.01.2023
    Первый налоговый дайджест 2023 года от практики "Структурный и налоговый консалтинг". Наши эксперты рассказывают о главных новостях в сфере налогов, дают пояснения и прогнозы. 
ЛКП
23.01.2023
Может ли учредитель из недружественной страны Финляндии продать долю (100%) в российской компании (ООО на ОСН) Эстонскому юридическому лицу на январь 2023 года. Какие юридические действия потребуются от российской компании в этом случае?

Наш телеграм-канал
Полезная информация из первых рук
^ Наверх