Налоговый дайджест ЛКП №12

1. Налоговый контроль
1.1. ФНС России подготовила проект обновленного перечня государств (территорий), не обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения с Россией.
1.2. Суд не счел смягчающие обстоятельства основанием для снижения налоговых пеней
2. Налог на прибыль
2.1. Кредитор присоединился к другой организации - суд рассказал, когда учитывать долг в доходах
3. Минпромторг подготовил поправки в НК РФ, которые устанавливают налоговые льготы для участников промышленных кластеров, осуществляющих производство импортозамещающей промышленной продукции
4. Минпромторг предлагает ввести временный мораторий на проверки, а также на налоговый и валютный контроль участников промышленных парков и кластеров.
5. Премьер-министр подписал постановление о льготных кредитах для малого и среднего бизнеса.

1.Налоговый контроль

1.1.     ФНС России подготовила проект обновленного перечня государств (территорий), не обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения с Россией. Он должен вступить в силу с 1 января 2023 года.

По сравнению с действующим в настоящее время перечнем в обновленном[1] будет меньше государств и территорий, не поддерживающих обмен данными (утв. приказом ФНС России от 11 октября 2019 г. № ММВ-7-17/511@). Так, со следующего года обмен будет происходить с Гибралтаром, Фарерскими островами, Барбадосом, Бахрейном, Колумбией, Коста-Рикой, Нигерией, Пакистаном, Сент-Люсией, Уругваем и Эквадором. Вместе с тем, из информационного обмена вышли Канада и Каймановы острова.

ФНС России ежегодно пересматривает перечень государств, которые не обеспечивают обмен налоговой информацией, с учетом изменения международной нормативно-правовой базы и практики обмена налоговой информацией с конкретными странами.

Резюме: Напомним, что такой перечень действует при применении некоторых льгот по обложении прибыли иностранных компаний[2] Она не будет облагаться налогом только в случае, если постоянным местонахождением контролируемой иностранной компании является государство, с которым у РФ имеется международный договор по вопросам налогообложения, и оно не включено в перечень государств (территорий), не обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения. Соответственно, попадание страны, резидентом которой является дочерняя иностранная компания, в данный перечень стран лишает права российскую материнскую компанию воспользоваться правом на льготное налогообложение прибыли от участия в ней.

1.2. Суд не счел смягчающие обстоятельства основанием для снижения налоговых пеней[3]

Судебная практика подтверждает невозможность уменьшения размера пени, отклоняя доводы налогоплательщиков о возможности снижения размера пени по факту наличия смягчающих ответственность обстоятельств.

Такую позицию суды объясняют тем, что НК РФ формально не признает пеню налоговой санкцией[4] и для ее начисления не имеет значения наличие или отсутствие вины налогоплательщика в нарушении срока уплаты обязательных платежей, а также наличие смягчающих обстоятельств[5] или из-за несоразмерности пени сумме недоимки [6]

Резюме: Отказ российского налогового законодательства в конце 1990-х гг. от определения пени в качестве меры ответственности за нарушение сроков уплаты налогов был продиктован желанием обеспечить максимальные гарантии фискальных интересов российского государства, поскольку пеня, которая более не признавалась мерой юридической ответственности, может теперь взыскиваться без учета вины, срока давности и различного рода смягчающих обстоятельств. Такая метаморфоза правовой природы пени существенным образом нарушила баланс публичных и частных интересов в налоговом праве и фактически лишила налогоплательщика возможности рассчитывать на снижение размера пени, если она образовалась при отсутствии вины налогоплательщика. Подобный подход законодателя приводит к игнорированию интересов налогоплательщика даже в таких обстоятельствах, как форс-мажор, когда вопрос об освобождении от ответственности или по крайней мере о ее смягчении становится более чем очевидным.

2. Налог на прибыль

2.1. Кредитор присоединился к другой организации - суд рассказал, когда учитывать долг в доходах

При проверке инспекция среди прочего доначислила организации налог на прибыль, поскольку посчитала, что во внереализационных доходах нужно учесть долг перед кредитором, которого исключили из ЕГРЮЛ из-за реорганизации.

Положения пункта 18 статьи 250 НК РФ предусматривают обязанность налогоплательщика учесть суммы требований кредиторов, по которым истек срок исковой давности, в составе внереализационных доходов в определенный налоговый период (год истечения срока исковой давности).

Однако АС Северо-Западного округа с проверяющими не согласился[7].

Выяснилось, что ликвидированный кредитор присоединился к другой компании. Она стала его правопреемником. Контрагент налогоплательщика фактически не прекратил деятельность – по универсальному правопреемству его права и обязанности перешли к другой организации. Об истечении сроков инспекция не заявляла. Значит оснований учитывать долг в доходах не было.

Резюме: часто Минфин придерживается[8] формального подхода к вопросу включения в доходы кредиторской задолженности исключенного из ЕГРЮЛ кредитора, в том числе при его реорганизации в форме присоединения. Тем самым налоговые инспекторы продолжают доначислять при проверках указанные суммы налогоплательщику, а последнему приходится уже в судебном порядке отстаивать свои права.[9] На настоящий момент судебная практика на стороне налогоплательщика.

 

3. Минпромторг подготовил поправки в НК РФ, которые устанавливают налоговые льготы для участников промышленных кластеров, осуществляющих производство импортозамещающей промышленной продукции.

Применение мер стимулирования деятельности в сфере промышленности в отношении промышленных кластеров осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации".

В соответствии с Поручениями предлагается[10] установить новый режим работы промышленных кластеров, предусматривающий существенное расширение набора мер поддержки реализации проектов в рамках промышленных кластеров.

Перечень мер стимулирования участников промышленных кластеров, предусмотренный законопроектом следующий:

1. Поправки в статью 284 НК РФ устанавливают на срок до 7 лет нулевую ставку налога на прибыль в отношении прибыли от реализации проекта по производству импортозамещающей промышленной продукции промышленного кластера.

2. Одновременно поправки в статью 427 НК РФ разрешают применять пониженный тариф страховых взносов в размере 7,6% в отношении выплат работникам, занятым в проекте по производству импортозамещающей промышленной продукции.

При этом общий размер льгот не должен превышать объем затрат на реализацию проекта по производству импортозамещающей промышленной продукции.

Применение льгот потребует вести раздельный учет доходов и расходов в рамках проекта по производству продукции промышленного кластера и при осуществлении прочей деятельности.

«В результате применения предлагаемых льгот участник промышленного кластера сможет компенсировать максимальный объем затрат ‎на реализацию проекта по производству импортозамещающей промышленной продукции, ‎не создавая выпадающих доходов бюджетов», – отметили в Минпромторге[11].

Предполагается, что требования к проектам по производству импортозамещающей промышленной продукции промышленного кластера будут предусмотрены в рамках требований к промышленным кластерам, утверждаемых Правительством РФ.

Резюме: В условиях возросшего санкционного давления со стороны иностранных государств отечественные промышленные предприятия сталкиваются с необходимостью перестраивать ранее налаженные кооперационные связи в целях замещения импортных оборудования, сырья, материалов и комплектующих. В сложившихся условиях требуется ускорение реализации инвестиционных проектов, направленных на разработку и освоение производства импортозамещающей конечной продукции, а также критических сырья, материалов и комплектующих. Решению этой задачи способствует механизм промышленных кластеров. На территории РФ подтверждено создание 25 кластеров в Республике Татарстан, Коми, Чувашской республике, Самарской, Нижегородской областях, Барнауле, Волгодонске. Планируется совершенствование механизма предоставления налоговых льгот участникам промышленных кластеров, производящих продукцию в рамках импортозамещения.

4. Минпромторг предлагает ввести временный мораторий на проверки, а также на налоговый и валютный контроль участников промышленных парков и кластеров.

Правительство ради ускорения импортозамещения продолжает обновлять механизмы господдержки промышленности с помощью льгот и снижения административного давления.

Ожидается, что этот кластерный механизм развития производств поможет заполнить освободившиеся после ухода иностранных поставщиков ниши.

Минпромторг опубликовал проект постановления Правительства[12], регламентирующий контрольно-надзорную деятельность в отношении участников промышленных кластеров. Для таких предприятий ведомство предлагает сократить количество проверок, введя мораторий на них на первые три года с начала реализации проекта.

Участникам кластеров обещаны только профилактические проверки в виде консультирования, информирования и самообследования. Кроме того, проект вводит мораторий на валютный и налоговый контроль предпринимателей на первый год реализации проекта.

В последующие два года их ждет налоговый мониторинг — такой механизм рассматривается как способ снизить административную нагрузку на бизнес за счет онлайн-доступа налоговиков к отчетности предприятий.

Ожидается, что в первые пять лет проекта контролеры могут проводить документарные и выездные проверки и обследования участников кластеров, наблюдать за соблюдением обязательных требований.

Документ при этом вводит закрытый перечень оснований для внеплановых проверок таких предприятий: например, при угрозе жизни и здоровью граждан, безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций — при согласовании с прокуратурой, а по поручению президента, председателя правительства и главы аппарата правительства — без согласования.

Мораторий не распространится на предприятия из категорий высокого и чрезвычайно высокого риска, а также на находящиеся под постоянным госнадзором.

Резюме: Снижение административного давления на промышленные кластеры является частью мер по стимулированию импортозамещения. Ранее правительство уже приступило к централизации господдержки промышленности и внедрению гибкого регулирования для повышения ее эффективности. Промышленные кластеры при этом рассматриваются как механизм, способный быстрее других устранить разрывы цепочек поставок и расширить промышленную кооперацию российских предприятий — в условиях санкций они, как известно, оказались не в состоянии покрыть резко возросший спрос и заместить иностранных поставщиков.

5. Премьер-министр подписал Постановление[13]о льготных кредитах для малого и среднего бизнеса.

Правительство сообщило: малые и средние предприятия смогут получать льготные кредиты на перестройку и развитие производства под 4,5 и 3% годовых соответственно (при ключевой ставке 8%).

Деньги можно направлять на закупку оборудования, капремонт производственных помещений или запуск новых производств.

В приоритете на получение данных кредитов малые и средние предприятия, которые работают в таких сферах:

-           переработка сельхозпродукции;

-           строительство

-           логистика;

-           гостиничный бизнес;

-           розничная торговля.

Срок льготной программы - 3 года. При этом кредит можно взять на 10 лет.

Резюме: Постановление Правительства принято в рамках первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления. Постановления предусматривает увеличение срока кредитного договора (соглашения) на пополнение оборотных средств с 1 года до 3 лет (с непрерывным предоставлением субсидии не более 1 года), а также возможность получения «инвестиционного» льготного кредита приоритетным отраслям.



[1] Проект Приказа ФНС России "Об утверждении Перечня государств (территорий), не обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения с Российской Федерацией" (по состоянию на 11.08.2022) (подготовлен ФНС России, ID проекта 01/02/08-22/00130443)

[2] п. 7 ст. 25.13-1 Налогового кодекса РФ.

[3] Постановление АС Московского округа от 25.07.2022 по делу N А40-218539/2021

[4] П. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 41, Пленума ВАС РФ N 9 от 11.06.1999 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации"

[5] Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 05.05.2008 N Ф08-2293/2008; от 12.02.2008 N Ф08-42/08-24А, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 26.03.2009 N Ф03-154/2009 по делу N А04-4678/2008 (Определением ВАС РФ от 11.06.2009 N ВАС-6957/09 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ), АС Уральского округа от 28.04.2015 N Ф09-1842/15, Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2016 N 15АП-7502/2016, 15АП-7678/2016 по делу N А53-20551/2015). См., напр.: Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 05.05.2008 N Ф08-2293/2008; АС Уральского округа от 28.04.2015 N Ф09-1842/15.

[6] Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.10.2008 N А78-972/08-С3-11/43-Ф02-4860/08

[7] Постановление АС Северо-Западного округа от 21.07.2022 по делу N А21-1746/2021

[8] Письмо Минфина РФ от 18.09.2020 N 03-03-06/1/82201

[9] Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 08.07.2020 N Ф06-62911/2020 по делу N А12-20421/2019 (Определением Верховного Суда РФ от 05.11.2020 N 306-ЭС20-16684 отказано в передаче дела N А12-20421/2019 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного Постановления)).

[10] [10] Проект Федерального закона "О внесении изменений в статьи 284 и 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (подготовлен Минпромторгом России, ID проекта 01/05/08-22/00130526) (не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 15.09.2022)

[11] Пояснительная записка к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 284 и 427 части второй налогового кодекса российской федерации"

[12] Проект Постановления Правительства РФ "Об особенностях осуществления государственного контроля (надзора) в отношении промышленных кластеров" (по состоянию на 09.08.2022) (подготовлен Минпромторгом России, ID проекта 01/01/08-22/00130375)

[13] Постановление Правительства РФ от 16.08.2022 N 1420

 



Другие публикации
ЛКП
25.01.2023
Чего ждать от налогов в 2023 году? Аналитика и прогнозы от юристов практики "Структурный и налоговый консалтинг"
ЛКП
25.01.2023
    Первый налоговый дайджест 2023 года от практики "Структурный и налоговый консалтинг". Наши эксперты рассказывают о главных новостях в сфере налогов, дают пояснения и прогнозы. 
ЛКП
23.01.2023
Может ли учредитель из недружественной страны Финляндии продать долю (100%) в российской компании (ООО на ОСН) Эстонскому юридическому лицу на январь 2023 года. Какие юридические действия потребуются от российской компании в этом случае?

Наш телеграм-канал
Полезная информация из первых рук
^ Наверх