Налоговый дайджест ЛКП за август

Читайте самые актуальные новости в области налогообложения от ведущих экспертов практики «Структурный и налоговый консалтинг»

Структура дайджеста, если коротко:

▪️Смягчена административная ответственность за совершение административных правонарушений в области предпринимательской деятельности;

▪️ Подписан закон об отрицательных ставках по валютным вкладам юрлиц;

▪️ Получение согласия на разглашение налоговой тайны с 1 августа 2022 года;

▪️ Разъяснили, как компании считают налог на имущество по исключенной из перечня торговой недвижимости;

▪️ Со следующего года большинству иностранцев можно не оформлять полис ДМС для работы, так как на работодателя возлагается обязанность по уплате страховых взносов ОМС в общем порядке, как за российских работников;


1.            Смягчена административная ответственность за совершение административных правонарушений в области предпринимательской деятельности

С 25 июля у компаний и ИП появится новая гарантия защиты прав[1] при возбуждении дела. В ряде случаев станут назначать лишь минимальные штрафы. Установят новое основание для уплаты денежной санкции со скидкой 50% и распространят правила о замене штрафов предупреждениями на крупный бизнес.

Замена штрафа предупреждением

В некоторых ситуациях крупному бизнесу вместо штрафа тоже будут назначать предупреждение. Сейчас это послабление применяют[2] к некоммерческим организациям, субъектам МСП и их работникам.

Возбуждение дела

Укрепили защиту прав тех, кто нарушил обязательные требования[3], соблюдение которых оценивают в рамках госконтроля (надзора) или муниципального контроля.

Минимальный штраф

Если нарушение выявили в ходе госконтроля и по КоАП РФ или региональному закону у штрафа есть верхний и нижний предел, назначат[4] минимальную сумму.

Скидка за быструю уплату штрафа

Если по итогам госконтроля обязали уплатить штраф, он сможет перечислить[5] лишь половину его суммы. Для этого деньги нужно перевести не позже 20 дней с даты, когда вынесли постановление о наказании.

Резюме: С 25 июля 2022 года в случае привлечения к административной ответственности бизнес вправе претендовать на минимальный штраф. При этом в некоторых ситуациях можно будет заменить штраф на предупреждение не только малому, но и крупному бизнесу. С учетом положений КоАП поправки имеют обратную силу[6], то есть, если правонарушение совершено до указанной даты и постановление о назначении административного наказания еще не исполнено, то привлекать к ответственности уже будут с учетом таких «смягченных» мер.

2.            Пересмотрят правила включения в реестр МСП

Предложенная Банком России реформа подхода к определению компаний в разряд малого и среднего предпринимательства (МСП) предполагает резкое сокращение реестра. Информация размещена на официальном сайте ЦБ РФ[7].

Банк России подготовил достаточно радикальные предложения по реформе подхода отнесения предприятий к малому и среднему бизнесу.

Регулятор планирует убрать из реестра МСП компании с активами и кредитной нагрузкой, превышающими 8 млрд руб. Ограничения предлагается ввести и на общий объем кредитов с господдержкой для МСП — в размере 2 млрд руб.

Также речь идет о том, чтобы исключить МСП, аффилированные с крупным бизнесом и банками, уменьшив допустимую долю владения с 49% до 20%, в том числе через ЗПИФы и управляющие компании. Кроме того, из реестра, по мнению авторов документа, нужно убрать финансовых посредников и отказать в господдержке МФО.

По оценке ЦБ, лишь 6% МСП имеют банковские кредиты, но около 25% задолженности (1,6 трлн руб.) у компаний, которые «сложно отнести к этому сегменту» (они аффилированы с крупными банками или крупными компаниями, имеют кредиты более чем на 50 млрд руб., являются крупными застройщиками).

Поэтому правила пересмотрят так, чтобы попасть в реестр МСП было сложнее. Какие именно изменения законодательно закрепят в критериях оценки организаций, пока неизвестно. Но Центробанк обещает, что итоговые предложения учтут мнения бизнес-объединений, банковских ассоциаций, экспертного сообщества, заинтересованных министерств и ведомств.

Резюме: Планируемые изменения направлены на уточнение списка СМП, чтобы поддержка государства была действительно адресована малому бизнесу. Между тем, включение в реестр СМП открывает бизнесу новые возможности как в части льготного кредитования, налогообложения или более льготного порядка участникам госзакупок, так и смягчения административной ответственности. Соответственно, исключение из реестра СМП напротив может привести бизнес к более сложным условиям ведения бизнеса с даты исключения. Таким образом, крайне важно следить за изменением по данному вопросу.

3.            Подписан закон об отрицательных ставках по валютным вкладам юрлиц

При заключении договора банковского вклада в валюте с юридическим лицом банк может включить в него пункт о комиссии, размер которой будет превышать сумму выплачиваемых по вкладу процентов. Таким образом, у депозита будет отрицательная процентная ставка.

Законодательно[8] предусмотрено, что одновременно с начислением процентов договором банковского вклада (депозита) в иностранной валюте, по которому вкладчиком является юридическое лицо, может быть предусмотрено взимание кредитной организацией комиссионного вознаграждения, подлежащего списанию со счета, на который внесен вклад. Размер указанного комиссионного вознаграждения может превышать размер процентов на сумму вклада, выплачиваемых кредитной организацией по такому договору банковского вклада (депозита).

Установлено, что указанное новшество распространяется на правоотношения, возникшие из договоров банковского вклада (депозита) в иностранной валюте, заключенных до дня вступления закона в силу.

Резюме: Законодательно закрепили право банков вводить отрицательные ставки по валютным вкладам. Следующий шаг за банками. Однако на практике скорее будет нежелание банков вводить отрицательные ставки на валютные вклады для юрлиц, связанное с нежеланием ухудшать условия и портить отношения с крупными корпоративными клиентами. Обычно депозиты хранятся в том же банке, где компания и кредитуется. Держат валютные депозиты достаточно крупные компании — экспортеры. Поэтому банки в некоторой степени готовы терпеть издержки по обслуживанию валютных депозитов ради сохранения деловых отношений с крупными клиентами.

4.            Налоговый контроль

4.1.      Получение согласия на разглашение налоговой тайны с 1 августа 2022 года

Недавно в НК были внесены поправки, согласно которым не является разглашением налоговой тайны представление налоговым органом соответствующих сведений иному лицу при наличии согласия на это налогоплательщика (плательщика страховых взносов). Изменения вступят в силу с 1 августа 2022 г.[9]

По выбору налогоплательщика (плательщика страховых взносов) согласие, предусмотренное данной нормой, может быть представлено в отношении всех сведений, полученных налоговым органом, или их части. Указанное согласие направляется в налоговый орган в электронной форме.

Во исполнение этой нормы налоговая служба подготовила[10]:

-              порядок направления согласия налогоплательщика в налоговые органы;

-              порядок представления налоговым органом сведений, составляющих налоговую тайну, в электронной форме.

Ранее в НК РФ уже было закреплено основание прекращения налоговой тайны в отношении сведений налогоплательщика по его согласию.

Цель реализации именно этих положений – полноценное внедрение специального налогового сервиса «Климат-контроль»[11], который работает по типу социальных сетей. Сейчас можно запросить данные у контрагента напрямую. Однако создание единого централизованного налогового сервиса позволит желающим на преддоговорной стадии проверить своего партнера. Для этого он сможет войти в личный кабинет и получить необходимую официальную информацию. Сервис позволит проверить как свой рейтинг, так и рейтинг своего потенциального контрагента перед заключением с ним договорных отношений, позволит добросовестным налогоплательщикам минимизировать репутационные риски, создаст условия для здоровой конкуренции, сократит возможность для ведения бизнеса с применением "серых схем", повысит транспарентность бизнес-среды.

Резюме: В недалекой перспективе бизнесмены вправе по своему усмотрению распоряжаться налоговой тайной через сервис налоговиков. Сведения, доступные налоговому органу, полученные из налоговой отчетности по согласию самого налогоплательщика могут быть переданы иным лицам. Изменения в НК РФ для реализации данного сервиса заработают с 1 августа 2022 года.

5.            Налог на имущество

5.1.      Разъяснили, как компании считают налог на имущество по исключенной из перечня торговой недвижимости

Налоговая служба напомнила, что Письмами[12] доводила до налоговых органов следующие разъяснения Минфина России[13], касающиеся применения ст. 378.2 НК РФ:

·               если здание (строение, сооружение) определено как административно-деловой или торговый центр и включено в перечень, то все помещения в нем облагаются налогом исходя из кадастровой стоимости. Названы ли в перечне сами помещения, значения не имеет. По мнению налоговой службы, эти разъяснения могут применяться, если законом не установлено иное. Пример указанного иного порядка - исчисление базы по налогу в отношении помещений определенной площади;

·               перечень объектов - нормативный правовой акт, поэтому, если будут установлены несоответствия в части сведений об указанных объектах, в перечень должны вноситься изменения с учетом ст. 378.2 НК РФ. Такая корректировка находится в компетенции уполномоченных органов.

Учитывая изложенное, ФНС пояснила[14], что если законом установлены особенности определения налоговой базы в отношении административно-деловых и торговых центров, исключение из перечня на соответствующий налоговый период сведений о таких объектах означает прекращение применения особенностей определения налоговой базы и для расположенных в них помещений (если законом не предусмотрено иное).

Резюме: Региональный закон может установить особенности определения налоговой базы для административно-деловых и торговых центров, а также помещений в них. НК РФ не предусмотрен порядок налогообложения для помещений, в случае исключения здания из регионального Перечня. ФНС поясняет: порядок применяется по аналогии с ситуацией включения объекта в Перечень. Соответственно, если объект исключили из Перечня недвижимости, облагаемой по кадастровой стоимости, особенности расчета перестают применять и к помещениям.

6.     Страховые взносы

6.1.      Со следующего года большинству иностранцев можно не оформлять полис ДМС для работы, так как на работодателя возлагается обязанность по уплате страховых взносов ОМС в общем порядке, как за российских работников

С 2023 года работодатели должны платить[15] за них страховые взносы, а право на услуги ОМС иностранцы получат при условии уплаты за них взносов не менее 3 лет. Большинство иностранцев и лиц без гражданства, которые временно пребывают в РФ, получат право на медпомощь в рамках ОМС.

Таким лицам больше не понадобится[16] для трудоустройства полис ДМС либо договор о предоставлении платных медуслуг. Их нельзя будет отстранить от работы или уволить, если срок этих документов истечет.

Изменения не коснутся временно пребывающих высококвалифицированных иностранных специалистов (ВКС). Если же ВКС постоянно или временно проживает на территории РФ, он также становятся застрахованным лицом в целях ОМС, соответственно на работодателя возлагается обязанность по уплате за постоянно или временно проживающего ВКС-работника страховых взносов на ОМС. Напомним, что в настоящий момент взносы на ОМС платить за них не надо.

Резюме: Для бизнеса, привлекающего в качестве наемных работников иностранных специалистов с 2023 года необходимо учесть увеличение налоговой нагрузки в части обязательной уплаты страховых взносов на ОМС (5,1 %). С 2023 года застрахованными по ОМС будут являться трудоустроенные иностранные граждане, за исключением временно пребывающих ВКС. По этой же причине при трудоустройстве таких работников не нужно проверять у них наличие полиса ДМС, а также не будет необходимости отстранять их от работы по причине истечения его срока. Напомним, что в настоящее время с выплат иностранным работникам не начисляются взносы на ОМС независимо от статуса иностранца.

7.            УСН

7.1.      Отчуждение предмета залога – не является доходом для залогодателя на УСН.

Согласно официальной позиции контролирующих ведомств[17] стоимость движимого и недвижимого имущества, переданного организацией-залогодателем в погашение задолженности кредитору-залогодержателю, должна быть учтена в составе доходов от реализации товаров (работ, услуг) залогодателя в размере суммы погашенного долга по кредитному обязательству.

В такой ситуации, если залогодатель применяет УСН, то возникает риск в том числе и слета с УСН при превышении лимита доходов.

Вот и суды трех инстанций, признавая законным оспариваемое решение инспекции и отказывая в удовлетворении требований общества на УСН исходили из того, что в ситуации оставления за залогодержателем нереализованного предмета залога (имущества) такая передача признается реализацией, а потому передающая сторона отражает доход от реализации. При этом суды отметили, что в указанном случае к поручителю в порядке пункта 1 статьи 365 ГК РФ переходят права кредитора по заемному обязательству.

Однако Судебная коллегия Верховного суда РФ[18] разъяснила, что это не доход для УСН, так как отчуждение предмета залога для налогоплательщика носило вынужденный характер и было связано с неисполнением основным заемщиком своих обязательств по кредитному договору.

Как отметила СК ВС РФ в отличие от метода начисления, при применении кассового метода экономическая выгода от реализации имущества по общему правилу считается извлеченной налогоплательщиком при поступлении в его распоряжение денежных средств или оплаты в иной форме (например, освобождение от необходимости осуществления платежа контрагенту в результате зачета встречных однородных требований). По сути, кассовый метод связывает получение дохода с возникновением в распоряжении налогоплательщика источника, за счет которого могут быть произведены необходимые расходы, в том числе уплачены налоги, относящиеся к той деятельности, в рамках которой получен доход.

К обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения настоящего спора, относится не только факт реализации предмета залога и получения обществом прав (требований) от банка к первоначальному заемщику, но и факт погашения его задолженности перед налогоплательщиком. Однако в силу ликвидации заемщика последнее было невозможным.

В данном деле взаимозависимость всех участников также не смогла повлиять на исход дела.

СК ВС РФ было отмечено, что наличие корпоративных либо иных связей между поручителем (залогодателем) и заемщиком, относящимися к одной группе лиц, может являться обстоятельством, объясняющим разумность поведения лица, предоставившего обеспечение, наличие в его поведении деловой цели. Вместе с тем из внутригруппового характера обеспечения не следует возникновение солидарной обязанности всех членов группы по уплате налогов друг за друга, за исключением случаев, указанных в подпункте 2 пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса. Между тем, налоговыми органами не доказано, что прекращение деятельности общества и последующее банкротство налогоплательщика носило контролируемый характер, а поведение общества при отчуждении предмета залога - было направлено на получение необоснованной налоговой выгоды.

Напротив, установленные обстоятельства объективно свидетельствуют о том, что отчуждение предмета залога для налогоплательщика носило вынужденный характер и было связано с неисполнением своих обязательств обществом что должно рассматриваться не иначе как нарушение внутригрупповых договоренностей, которые имели место на момент привлечения кредита, пока иное не будет доказано заинтересованным лицом.

Резюме: Судебной коллегией Верховного суда РФ разъяснено, что для выяснения факта возникновения дохода необходимо руководствоваться закрепленным общим принципом[19] определения дохода как извлеченной налогоплательщиком экономической выгоды в нормативном единстве с предписаниями пункта 3 статьи 3 НК РФ, согласно которым налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Данный принцип ранее уже транслировался Президиумом Верховного суда[20] и может быть взят на вооружение налогоплательщиками. Бизнесу должно быть понятно в каких случаях возникает доход, особенно когда дело касается кассового метода.

Как например в вышеуказанном деле – в случае, когда отчуждение предмета залога для налогоплательщика носит вынужденный характер и связано с неисполнением основным заемщиком своих обязательств по кредитному договору, данная передача имущества при кассовом методе не может считаться получением дохода.

8.            Минфином даны разъяснения[21] о новом порядке учета нематериальных активов 

Минфин разъяснил, что организация обязана начать применять ФСБУ 14/2022 и новации ФСБУ 26/2020 в отношении капитальных вложений в нематериальные активы, начиная с бухгалтерской отчетности за 2024 г. Вместе с тем организация вправе принять решение о досрочном применении ФСБУ 14/2022 и новой редакцией ФСБУ 26/2020, при этом при переходе на ФСБУ 14/2022 надо одновременно начать применять ФСБУ 26/2020 в отношении капвложений в НМА. Рассмотрим существенные изменения.

К капвложениям станут относить затраты на покупку, создание и улучшение не только ОС, но и НМА.

Лимит стоимости НМА

Стандарт можно не применять к НМА, имеющим стоимость за единицу ниже лимита, установленного организацией. Предельная величина стоимостного лимита НМА не установлена. Установить этот лимит нужно самостоятельно с учетом существенности информации о таких активах[22]. Затраты на приобретение, создание малоценных НМА признаются расходами в периоде их осуществления. Ранее стоимостного лимита не было.

Для объектов, не удовлетворяющих условиям предусмотрено единовременное списание на дату перехода[23].

Объект НМА

Неисключительные права, лицензии (разрешения) на осуществление отдельных видов деятельности включаются в состав НМА, если характеризуются признаками, установленными п. 4 ФСБУ 14/2022[24]. Ранее ПБУ 14/2007 не предусматривало включение таких объектов в состав НМА.

При этом Стандартом предусмотрено, что средства индивидуализации (например, фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания), созданные собственными силами организации) не будут учитываться в составе НМА[25].

Амортизация НМА

Введено понятие ликвидационной стоимости НМА. Это сумма, которую организация получила бы в случае выбытия объекта после вычета предполагаемых затрат на выбытие. Объект НМА рассматривается таким образом, как если бы он уже достиг окончания срока полезного использования (СПИ) и находился в характерном для этого момента состоянии[26]. Ранее понятие ликвидационной стоимости не применялось. При расчете амортизации ликвидационная стоимость не учитывалась.

Обесценение НМА

В соответствии со Стандартом организация обязательно проверяет объекты НМА на обесценение и учитывает изменения их балансовой стоимости[27]. Ранее Организация могла проверять объекты НМА на обесценение[28].

Резюме: С 2024 года все организации обязаны перейти на новый Стандарт в отношении учета НМА. При этом Стандарт можно начать применять досрочно. Активы, не удовлетворяющие условию, при переходе будут списываться, как и при переходе на Стандарт по учету основных средств, за счет средств нераспределенной прибыли организации. Данный факт повлияет на показатель чистой прибыли в году перехода, а соответственно на размер причитающихся дивидендов. Собственникам бизнеса нужно быть готовым к предстоящим изменениям.


[1] Федеральный закон от 14.07.2022 N 290-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"

[2] П.3 ст. 3.4 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 14.07.2022)

[3] ст. 1, Федеральный закон от 31.07.2020 N 247-ФЗ (ред. от 16.04.2022) "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"

[4]П. 3.4-1 ст. 4.1, "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 14.07.2022)

[5] П. 1.3-3 ст. 32.2, "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 14.07.2022)

[6] ст. 1.7, "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 14.07.2022)

[7] http://www.cbr.ru/press/event/?id=14015

[8] Закон от 14.07.2022 № 292-ФЗ

[9] п. 2.3 ст. 102 НК РФ (ред., действ. с 01.08.2022)

[10] Проект приказа разрабатывается ФНС

[11] "Паспорт приоритетного проекта "Развитие автоматизированной информационной системы ФНС России (АИС "Налог-3") в части создания интегрированного аналитического хранилища данных и модернизации информационно-аналитической подсистемы для целей контрольной работы" ("Информационно-аналитическая подсистема для целей контрольной работы ФНС России")" (утв. протоколом заседания проектного комитета от 21.02.2017 N 13(2))

[12] Письма ФНС России от 15.12.2016 N БС-4-21/24172, от 16.03.2017 N БС-4-21/4780

[13] письма Минфина России от 12.12.2016 N 03-05-04-01/73233, от 13.03.2017 N 03-05-04-01/13780

[14] Письмо ФНС России от 28.06.2022 N БС-4-21/8052@

[15] ст. 12, Федеральный закон от 14.07.2022 N 237-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

[16] ст. 1, Федеральный закон от 14.07.2022 N 240-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"

[17] Письмо Минфина России от 14.10.2013 N 03-11-06/2/42626

[18] Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 12.07.2022 N 309-ЭС22-4514 по делу N А76-4651/2021

[19] пункт 1 статьи 41 Налогового кодекса РФ


[20] Постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 22.07.2015 N 8ПВ15

[21] Информационное сообщение Минфина России от 18.07.2022 N ИС-учет-40 «Новое в бухгалтерском законодательстве: факты и комментарии"

[22] п. 7 ФСБУ 14/2022


[23] Подпункт "в" п. 53 ФСБУ 14/2022, утв. Приказом Минфина России от 30.05.2022 N 86н


[24] пп. "г" п. 4 ФСБУ 14/2022, пп. "в" п. 6 ФСБУ 14/2022

[25] пп. "е" п. 8 ФСБУ 14/2022

[26] п. 35 ФСБУ 14/2022


[27] в порядке, предусмотренном МСФО (IAS) 36 "Обесценение активов" (п. 43 ФСБУ 14/2022)


[28] п. 22 ПБУ 14/2007


Другие публикации
ЛКП
25.01.2023
Чего ждать от налогов в 2023 году? Аналитика и прогнозы от юристов практики "Структурный и налоговый консалтинг"
ЛКП
25.01.2023
    Первый налоговый дайджест 2023 года от практики "Структурный и налоговый консалтинг". Наши эксперты рассказывают о главных новостях в сфере налогов, дают пояснения и прогнозы. 
ЛКП
23.01.2023
Может ли учредитель из недружественной страны Финляндии продать долю (100%) в российской компании (ООО на ОСН) Эстонскому юридическому лицу на январь 2023 года. Какие юридические действия потребуются от российской компании в этом случае?

Наш телеграм-канал
Полезная информация из первых рук
^ Наверх