Критики, в свою очередь, указывали на жесткие рамки, которые устанавливаются в документе, акцентируя внимание на и так избыточном количестве норм, регламентирующих деятельность арбитражных управляющих. Также вызывали вопросы у критиков и отдельные положения кодекса. В частности, Максим Доценко - председатель Общероссийского профсоюза арбитражных управляющих (ОРПАУ) - ставит вопрос об эффективности деятельности комитетов по этике, поскольку неизвестно кто именно будет оплачивать работу комитетов, поскольку “без финансирования любая структура - мертворожденная.” Максим Лагода - один из составителей кодекса - говорит о появлении добровольцев, способных обеспечить деятельность комитетов.
Несмотря на острую полемику в профессиональном сообществе, участники съезда одобрили принятие кодекса. Его основная цель - поддержание профессиональной чести и достоинства арбитражных управляющих.
Кодекс состоит из 4 разделов.
Первый раздел устанавливает общие принципы и цели деятельности арбитражных управляющих. В нем содержится присяга, которую обязан принести каждый, кто вступает в профессию, а также устанавливаются основные права и обязанности арбитражного управляющего. Следующие два раздела регламентируют взаимодействие арбитражных управляющих с лицами, участвующими в делах о банкротстве, и между собой. Последний раздел кодекса предусматривает создание комитетов по этике как на федеральном, так и на локальном уровне - комитетов по этике в каждой саморегулируемой организации.
Федеральный комитет по этике дает разъяснения по вопросам применения кодекса этики и обобщает практику его применения. Комитеты по этике саморегулируемых организаций рассматривают жалобы на действия арбитражных управляющих. Решение комитета по этике саморегулируемой организации может быть обжаловано в Федеральном комитете по этике. За нарушение кодекса устанавливаются определенные меры ответственности - замечание, предупреждение и внутренняя дисквалификация.
Даже после принятия Кодекса этики не утихают споры по положениям документа. Участники съезда признали кодекс недоработанным. Также у участников вызывает сомнение юридическая сила кодекса, поскольку сами авторы документа признали, что на первое время кодекс может быть принят лишь в небольшом числе саморегулируемых организациий. Но если кодекс докажет свою эффективность, то его применение станет более широким.
Кодекс дает кредиторам шанс привлечь к дисциплинарной ответственности недобросовестных арбитражных управляющих, которые не исполняют или исполняют ненадлежащим образом свои профессиональные обязанности. Итогом удовлетворения жалобы на арбитражного управляющего может стать внутренняя дисквалификация арбитражного управляющего – приостановление членства в СРО.
В то же время, кодекс представляет собой документ, во многом дублирующий отдельные положения Закона о банкротстве и Арбитражно-процессуального кодекса. Данный кодекс не оптимизирует административную ответственность арбитражных управляющих и не предлагает решения по проблематике страхования ответственности арбитражных управляющих. Кодекс закладывает основы корпоративной этики арбитражных управляющих.
Дальнейшее развитие кодекса покажет лишь практика. Первые итоги его применения будут подведены на Уральском форуме арбитражных управляющих, который пройдет в октябре.