LKP Tax Digest № 7


1. Налоговый контроль
1.1 ЕНС – единый налоговый счет. Закон принят
1.2 Налоговые обязательства в случае установления получения необоснованной налоговой выгоды при «дроблении бизнеса» необходимо определить с учетом уплаченных налогов 
2. Налог на прибыль 
2.1 Продлен период действия пониженных налоговых ставок по налогу на прибыль, установленных законами субъектов РФ для отдельных категорий налогоплательщиков 
3. Страховые взносы 
3.1 Право изменения в 2022 году сроков уплаты страховых взносов не распространяется на лиц, в отношении которых осуществляется процедура исключения из ЕГРЮЛ и ЕГРИП. 
4. Патент 
4.1 Судебной коллегией Верховного суда РФ был сделан революционный вывод для всех ИП на патенте в части возможности его применения при оказании бытовых услуг, если заказчиками являются юрлица или ИП. 
5. Валютный контроль 
5.1 Банком России смягчены требования к операциям с нерезидентами при покупке недвижимости и оплате взносов в уставный капитал иностранных компаний. 
5.2 Резидентам-физическим лицам разрешено покупать у нерезидентов недвижимость за пределами РФ и ценные бумаги. 
6. В некоторых случаях разрешили не указывать код товара в чеке на маркированный товар 
7. У граждан появится новый инструмент защиты своих денег от мошенников. С 1 октября физлица - клиенты банков смогут сами устанавливать запреты на проведение определенных операций по своим счетам.

 

 

1. Налоговый контроль
1.1 ЕНС – единый налоговый счет. Закон принят.

Сразу во втором и в третьем (окончательном) чтениях Госдума приняла законопроект о едином налоговом счете для бизнеса[1]. Ближайшее заседание Совета Федерации состоится 8 июля.

ЕНС станет реальностью для всех в обязательном порядке уже с 1 января 2023 года. Но во втором полугодии 2022 года такой формат опробуют в пилотном режиме[2] участники, успевшие подать заявление на переход до 30 апреля 2022.

Существенным изменением, подготовленным ко второму чтению, можно назвать новые сроки уплаты налогов и сдачи отчетности.

Отметим основные моменты законопроекта.

Важным станет понятие совокупной обязанности по уплате[3]. Речь идет о том, сколько нужно перечислить:

- налогов и авансовых платежей по ним, кроме НДФЛ за иностранцев, работающих по патенту;

- сборов, кроме госпошлины, по которой не выдан исполнительный документ;

- страховых взносов;

- пеней, штрафов и процентов.

Эту обязанность будут считать на основании[4]:

- налоговой отчетности (в т.ч. уточненной), т.е. деклараций, расчетов, уведомлений об исчисленных суммах;

- налоговых уведомлений (по налогам, в случае если предусмотрена уплата авансовых платежей);

- сообщений об исчисленных налоговиками суммах;

- решений об отсрочке или рассрочке;

- решений инспекций о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности;

- судебных актов, решений вышестоящих органов и исполнительных документов;

- иных документов.

Чтобы совокупную налоговую обязанность можно было посчитать на основе отчетности по налогам и взносам планируют установить единый срок ее представления в налоговые органы - 25-е число. Изменения коснутся в том числе:

- НДС[5];

- налога на прибыль[6];

- НДПИ[7];

- транспортного налога[8];

- налога на имущество организаций[9];

- УСН[10];

- страховых взносов[11].

Что касается срока уплаты налогов и взносов его также планируют сделать единым - по общему правилу это будет 28-е число соответствующего месяца

НДФЛ предлагают перечислять также не позднее 28-го числа. В этот срок нужно будет заплатить налог, который налоговые агенты исчислили и удержали за период с 23-го числа прошлого месяца по 22-е число текущего[12]. Под исключение попадают декабрь и январь: налог, удержанный за период с 23 по 31 декабря, нужно перечислить не позднее последнего рабочего дня календарного года, а за период с 1 по 22 января - не позднее 28 января.

Для реализации данных положений планируют отменить и особый порядок определения даты фактического получения дохода для зарплаты[13].

Изменяют также сроки подачи расчета 6-НДФЛ: за квартал, полугодие и 9 месяцев нужно отчитаться не позднее 25-го числа следующего месяца, а за год - не позднее 25 февраля[14].

Переходные положения

Отдельно закрепляют правила, по которым каждому налогоплательщику сформируют сальдо единого налогового счета на 1 января 2023 года[15]. После этой даты взыскивать недоимки и задолженности будут в особом порядке. Также после 1 января 2023 года налоговики не будут рассматривать заявления о возврате переплаты, ее зачете и об отсрочке (рассрочке), если документы подали ранее, но инспекция до 31 декабря включительно не вынесла решение.

Что такое "единый налоговый платеж" и "единый налоговый счет"

Вводимый порядок исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налогов и взносов будет следующий: вместо разных платежек на отдельные налоги нужно будет перечислять общую сумму (единый налоговый платеж) на единый налоговый счет в Казначействе. При этом по общему правилу потребуется указать только ИНН[16]. Счет будут вести по каждой организации и физлицу[17]. Затем сумму распределит инспекция.

Напомним, что федеральный закон от 29.11.2021 N 379-ФЗ внес изменения в статью 45.2 НК РФ. «Пилотникам» - организациям и ИП, подавшими до 30 апреля 2022 года заявления о переходе уже можно[18] платить все налоги, взносы и сборы одним платежным поручением без уточнения вида платежа, срока его уплаты и принадлежности к конкретному бюджету бюджетной системы.

На единый налоговый счет будут попадать деньги, которые, в частности:

- перечислили или взыскали в счет уплаты налога, взносов, сборов;

- начислили как проценты на излишне взысканные налоговиками суммы;

- должна возместить инспекция.

Отметим, что не станут учитывать, например:

- платежи, со срока перечисления которых прошло более 3 лет;

- суммы, которые указаны в решении налоговиков о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности, если суд принял обеспечительные меры и приостановил действие этого решения;

- НПД, а также сборы за пользование объектами животного мира или водных биологических ресурсов, которые перечислили не в составе единого налогового платежа.

Когда обязанность уплатить налоги будет исполненной

Обязанность по уплате налогов, сборов и взносов будут считать исполненной, в частности[19]:

- с даты перечисления единого налогового платежа;

- со дня, на который приходится срок уплаты налога (в случае зачета);

- со дня учета на счете совокупной обязанности, если на нем есть достаточное положительное сальдо;

- со дня удержания суммы налоговым агентом.

Засчитывать единый платеж будут в таком порядке:

- недоимку начиная с наиболее раннего момента выявления;

- налоги, авансовые платежи по ним, сборы, взносы с момента возникновения обязанности по уплате;

- пени;

- проценты;

- штрафы.

Как будут взыскивать задолженность

По сути, задолженность – это отрицательное сальдо единого счета. Когда инспекция его обнаружит, выставит требование[20]. Если организация или ИП не исполнит требование добровольно, налоговики для взыскания долга должны будут разместить в специальном реестре решение[21]. Там же разместят и поручение на перечисление долга. Это будут считать направлением документа в банк.

В реестре также станут размещать постановления о взыскании задолженности за счет имущества и информацию о блокировке счета[22].

Обращаем внимание: во время заморозки счета банки смогут открывать счета, однако все расходные операции по ним проводить будет нельзя[23].

Как можно будет зачесть или вернуть переплату

Переплата – это положительное сальдо единого счета. Ее можно зачесть или вернуть[24]. Для обоих случаев потребуется заявление.

При этом зачесть можно в счет:

- уплаты конкретного налога, сбора или взноса;

- уплаты налогов, взносов, сборов, пеней, штрафов и процентов другого лица;

- исполнения отдельных решений налоговиков;

- погашения задолженности, по которой истек срок взыскания и которую не учитывают в совокупной обязанности.

Как будут считать пени

Ставка пени будет разной для физлиц и организаций[25]. Для граждан, в т.ч. ИП, планируют установить 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ. А вот у юрлиц может быть две ставки пеней: 1/300 и 1/150 - в зависимости от того, как долго сохраняется отрицательное сальдо или недоимка. Временные правила[26] (ограничение ставки пеней для юрлиц) на период по 31 декабря 2023 года остаются.

Резюме: переход на единый формат исполнения налоговых обязанностей по задумке законодателя должен снизить административную нагрузку на бизнес. Законопроект действительно уменьшает количество платежных поручений, но параллельно вводит обязанность заполнения уведомлений (об исчисленных суммах налога, необходимых налоговой службе для распределения единого платежа по конкретным видам сборов), в которых сохраняются все те же реквизиты и коды бюджетной классификации. Также необходимо отметить, что с учетом порядка списания единого налогового платежа будет возникать бо́льшее количество споров в связи с несогласием налогоплательщика формирования сальдо единого налогового счета.

 

1.2 Налоговые обязательства в случае установления получения необоснованной налоговой выгоды при «дроблении бизнеса» необходимо определить с учетом уплаченных налогов.

Верховный суд передал[27] дело на рассмотрение в Судебную коллегию по экономическим спорам, поскольку заслуживают внимания доводы общества о том, что начисление налоговых обязательств по общей системе налогообложения без учета налогов, исчисленных и уплаченных каждым предпринимателем за спорные налоговые периоды, по которым объединены их доходы, является неправомерным, и о том, что непринятие налоговым органом данных сведений при определении размера недоимки может привести к произвольному завышению сумм налогов, пени и штрафов, начисленных по результатам проверки.

Основанием для начисления налогов, пеней и штрафов послужил вывод налогового органа о создании схемы уклонения от налогообложения посредством создания искусственных условий для применения специального налогового режима в виде упрощенной системы налогообложения путем формального привлечения взаимозависимых индивидуальных предпринимателей к операциям по реализации прав на объекты строительства.

Налоговым органом при проверке было установлено, что общество являлось организацией одной группы взаимозависимых и аффилированных лиц, которыми проводилась согласованная политика при строительстве объектов недвижимости, предоставлении в аренду транспортных средств, приобретении земельных участков для строительства.

Суды трех инстанций отклонили доводы о необходимости проведения "налоговой реконструкции" хозяйственных операций при применении статьи 54.1 Налогового кодекса, посчитав, что размер недоимки налоговым органом определен правильно.

Однако Верховный суд отметил, что доводы заявителя в указанной части заслуживают внимания и передал дело на рассмотрение в Судебную коллегию ВС РФ.

Правовая позиция Верховного Суда Российской Федерации (далее - ВС РФ) служит ориентиром для арбитражных судов и обеспечивает единообразие правоприменения. На местах единообразия судов по данному вопросу не наблюдается[28]. После вынесения определения Судебной коллегией ВС РФ в данном вопросе, на наш взгляд, будет определен единый подход.

Согласно правовым позициям Конституционного Суда[29] Российской Федерации и Президиума Высшего Арбитражного Суда[30] Российской Федерации, налоговые органы не могут быть освобождены от обязанности в рамках контрольных процедур принимать исчерпывающие меры, направленные на установление действительного размера налогового обязательства налогоплательщика (налогового агента), что исключало бы возможность вменения ему налогов в размере большем, чем это установлено законом.

Верховный Суд Российской Федерации также разъяснял[31], что в целях определения объема прав и обязанностей в соответствии с действительным экономическим смыслом осуществляемой деятельности должна происходить не только консолидация доходов (прибыли) группы лиц, но также - консолидация налогов, уплаченных с соответствующих доходов, таким образом, как если бы проверяемый налогоплательщик уплачивал УСН в бюджет за подконтрольных ему лиц. Это означает, что суммы налогов, уплаченные участниками группы в отношении дохода от искусственно разделенной деятельности, должны учитываться при определении размера налоговой обязанности по общей системе налогообложения налогоплательщика - организатора группы и по общему правилу не могут считаться уплаченными излишне (безосновательно).

Схожий вывод был озвучен Федеральной налоговой службой[32]: при выявлении схем "дробления бизнеса" доначисление сумм налогов осуществляется с целью возмещения ущерба бюджетам публично-правовых образований таким образом, как если бы налогоплательщик не допускал нарушений. Это означает необходимость определения действительных налоговых обязательств налогоплательщика, на основании обстоятельств, которые подлежат установлению налоговым органом с учетом имеющихся у него сведений и документов и при содействии налогоплательщика в их установлении, учитывая как вменяемые доходы, так и соответствующие расходы, налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость, налоги, уплаченные в рамках специальных налоговых режимов.

Резюме: в скором времени будет выработан единый подход в части определения налоговой недоимки начисленной по результатам проверки налогоплательщику при признании факта «дробления бизнеса» в части учета ранее уплаченных налогов в период работы, по которым объединены доходы.

 

2. Налог на прибыль
2.1 Продлен период действия пониженных налоговых ставок по налогу на прибыль, установленных законами субъектов РФ для отдельных категорий налогоплательщиков

Подписан Федеральный закон[33], который продлевает срок действия пониженных ставок по налогу на прибыль, установленных законами субъектов страны до 1 января 2024 года. Ранее этот срок был ограничен до 1 января 2023 года.

Например, установленные для г. Москвы льготы сохранят свою актуальность до конца 2023 года:

- в размере 0%, 10%, 13,5 % - для г. Москвы в отношении прибыли общественных организаций инвалидов; организаций, использующих труд инвалидов; субъектов инвестиционной деятельности, в том числе являющихся стороной специального инвестиционного контракта (СПИК); организаций - управляющих компаний технопарков и индустриальных (промышленных) парков; резидентов ОЭЗ; участников региональных инвестиционных проектов (РИП); и пр.[34]

- в размере 0%, 5%, 10%, 12,5 %, 13,5 %, 14,5% - для г. Санкт-Петербург в отношении резидентов ОЭЗ; участников СПИК; участников РИП; организаций, по определенных видам деятельности, осуществивших вложений на сумму не менее 80 млн рублей и пр.[35]

Необходимо отметить, что положения вышеуказанного абзаца статьи 284 НК РФ не устанавливают запрет на продление срока применения ранее установленной законом субъекта Российской Федерации ставки налога на прибыль организаций, в части подлежащего зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации. Таким образом, в случае если законом субъекта Российской Федерации ставка налога на прибыль организаций, в части подлежащего зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации будет пролонгирована, то налогоплательщик при соблюдении условий, определенных законом субъекта Российской Федерации, имеет право на применение такой ставки до даты окончания срока ее действия, но не позднее 1 января 2024 года[36].

Так, к примеру, законом Московской области установлены следующие льготные ставки:

в размере 0%, 5%, 10%, 13,5%, с понижением на 4%, на 4,5% - для организаций, использующих труд инвалидов; 

резидентов ОЭЗ, участников инвестиционных проектов в сферах деятельности: образования, в области здравоохранения и социальных услуг, в области культуры, спорта, организации досуга, физкультурно-оздоровительной деятельности, туристических информационных и экскурсионных услуг, административно-деловых центров (комплексов), технопарков, инновационно-технологических и инжиниринговых центров, бизнес-инкубаторов, индустриальных парков, инфраструктуры промышленных площадок, деятельности гостиниц; 

юридических лиц, осуществивших капитальные вложения в новое строительство объекта основных средств стоимостью не менее пятидесяти миллионов рублей; 

участников СПИК; 

организаций, осуществляющих деятельность в области перевозки грузов железнодорожным транспортом или оказания услуг по предоставлению в аренду железнодорожных грузовых полувагонов или вагонов-цистерн, или локомотивов; 

организаций, являющихся первыми приобретателями административно-деловых центров и (или) помещений, являющихся частью одного административно-делового центра; и пр.[37]

При этом установлено и ограничение в части применения региональной льготы – до 1 января 2023 года[38].

Законом Республики Татарстан предусмотрены льготы по налогу на прибыль в размере 13,5% для субъектов инвестиционной деятельности и организаций, у которых за соответствующий отчетный (налоговый) период 100 процентов дохода составил доход от услуг стоянок (парковок) со сроком действия до 1 января 2023 года[39].

Также, например, региональным законом Нижегородской области предусмотрены льготные ставки по налогу на прибыль:

в размере 0%, 3%, 5%, 10%, 12,5%, понижена на 4,5% в отношении прибыли организаций почтовой и курьерской деятельности; общероссийских общественных организаций инвалидов и организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов; участников СПИК, ОСЭР, приоритетных РИП и пр.

Однако льгота действует до 31.12.2022 года[40].

Такая же ситуация и в отношении участников СПИК г. Санкт-Петербурга, организаций, осуществивших вложения более 300 млн рублей; организаций с видами деятельности по кодам 62.03 и 63.11 и пр. Установлены временные рамки для применения существующих льгот – до 1 января 2023 года[41].

Соответственно, в дальнейшем в части правомерности применения налоговых льгот необходимо отслеживать изменения в региональное законодательство, так как в случае, если региональные законодатели, к примеру вышерассмотренных субъектов РФ, не пролонгируют действие региональных льгот, то с 1 января 2023 года данные льготы применяться не будут.

Резюме: законодатели позволили региональным властям по налогу на прибыль сохранить льготные положения вплоть до 1 января 2024года. Однако в некоторых субъектах РФ для реализации данной нормы должны быть приняты соответствующие изменения и пролонгированы действия региональных льгот. Тем самым для планирования налоговой нагрузки в части налога на прибыль, зачисляемого в региональный бюджет на 2023 год бизнесу, необходимо следить за изменениями в региональном законодательстве.

3. Страховые взносы
3.1 Право изменения в 2022 году сроков уплаты страховых взносов не распространяется на лиц, в отношении которых осуществляется процедура исключения из ЕГРЮЛ и ЕГРИП.

Постановлением Правительства РФ[42] плательщикам, осуществляющим отдельные виды экономической деятельности, предоставлено право продлить, то есть перенести на 12 месяцев сроки уплаты страховых взносов, исчисленных с выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, а также для ИП исчисленных за 2021 год с суммы дохода, превышающей 300 000 рублей. Перечень таких «льготных» видов экономической деятельности также был утвержден указанным Постановлением по отдельности в разрезе возможности переноса уплаты страховых взносов 2 и 3 квартала 2022 года[43].

Однако в случае ликвидации организации или прекращения регистрации физлица в качестве ИП последствия по обязанности уплаты страховых взносов отличаются.

Так, в соответствии с подпунктом 4 пункта 3 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой Российской Федерации в соответствии со статьей 49 НК РФ.

Юридические лица, снятые с учета, перестают быть плательщиками страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

Утрата же физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя не является основанием для прекращения обязательств, принятых в связи с осуществлением предпринимательской деятельности. При этом взыскание недоимки с физического лица, утратившего статус индивидуального предпринимателя, в соответствии со статьей 48 НК РФ производится в судебном порядке.

На этом основании в целях единообразного подхода ФНС разъяснило[44], что указанные лица уплачивают страховые взносы в общеустановленные сроки и правом на возможность переноса сроков уплаты страховых взносов воспользоваться не могут.

Соответственно, указанные плательщики уплачивают страховые взносы в государственные внебюджетные фонды в общеустановленные сроки, предусмотренные НК РФ:

- в случае прекращения деятельности организации в связи с ее ликвидацией - в течение 15 календарных дней со дня подачи последнего расчета, но до момента ликвидации;

- в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя - не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе.

Резюме: по сути своим разъяснением ФНС лишило права на перенос сроков по уплате страховых взносов юрлиц и ИП, относимых к «льготной» отрасли и находящимся в процедуре ликвидации только лишь на том основании, что необходимо уравнять позиции юрлица и ИП в части уплаты страховых взносов после их ликвидации.

 

4. Патент
4.1 Судебной коллегией Верховного суда РФ был сделан революционный вывод для всех ИП на патенте в части возможности его применения при оказании бытовых услуг, если заказчиками являются юрлица или ИП.

Фабула дела: ИП, зарегистрированный в Московской области и осуществляющий деятельность в области строительства приобрел патенты по соответствующим видам деятельности. Наряду с патентом, доходы от иных видов деятельности ИП задекларировал по УСН.

В рамках камеральной проверки декларации УСН налоговыми органами было установлено, что заказчиками работ по патентным видам деятельности в 2019 году являлись юридические лица. В итоге – штраф и доначисление недоимки по УСН и пени на доходы, задекларированные по патенту.

Арбитражные суды поддерживали налоговые органы указывая[45], что, если ПСН применяется в отношении какого-либо вида деятельности в соответствии с п. 2 ст. 346.43 НК РФ, заказчиками могут выступать как юридические, так и физические лица. Если же ПСН применяется на основании закона субъекта РФ в отношении дополнительных видов бытовых услуг, не указанных в НК РФ, заказчиком может быть только физическое лицо[46].

Казалось бы, данное дело станет еще одним в череде отрицательной для налогоплательщиков на патенте судебной практике[47] по такому виду споров.

Однако, Судебная коллегия решила иначе[48] и посчитала ошибочным ограничительное толкование понятия "бытовая услуга" применительно к видам деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения.

Выводы Судебной коллегии основаны на следующем.

Законом Московской области[49] к видам предпринимательской деятельности в сфере бытовых услуг были включены дополнительно такие виды работ и оказываемых услуг, в частности как строительство жилых и нежилых зданий; работы строительные по возведению нежилых зданий и сооружений; строительство инженерных коммуникаций для водоснабжения и водоотведения, газоснабжения; производство прочих строительно-монтажных работ; производство штукатурных работ; работы столярные и плотничные.[50]

Надо отметить, что указанные положения Закона Московской области N 165/2016-ОЗ не установили ограничений по применению патентной системы налогообложения в отношении названных видов работ, выполняемых по заказам юридических лиц.

В соответствии с Распоряжением Правительства РФ[51] к бытовым услугам по кодам 43.29 и 43.91 отнесено выполнение прочих строительно-монтажных работ и производство кровельных работ, без ограничения круга потребителей (заказчиков) данных работ.

Судебная коллегия посчитала несостоятельной позицию налогового органа со ссылкой на положения ГОСТ Р 57137-2016[52], который, по мнению инспекции, исключает возможность отнесении рассматриваемых работ к бытовым услугам населению. Напротив, раскрывая понятия и термины "бытовая услуга", "результат бытовой услуги" и "производственная бытовая услуга", ГОСТ Р 57137-2016 устанавливает, что такого рода услуги направлены на удовлетворение конкретной бытовой потребности индивидуального клиента (заказчика) или группы клиентов, в числе которым могут быть и юридические лица, создание и (или) восстановление потребительской стоимости изделий, к которым Законом Московской области от 19.12.2016 N 165/2016-ОЗ отнесены, в числе прочих, и кровельные работы в зданиях и жилых домах.

Налоговый кодекс предписывает, что необходимые элементы налогообложения должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить[53], а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах следует толковать в пользу налогоплательщика[54].

Таким образом, в силу требования о необходимости уплаты только законно установленных налогов и сборов, размер налогового бремени для каждого индивидуального предпринимателя должен определяться исходя из принципов равенства и экономического основания налога.

Вопреки вышеизложенному, состоявшееся в данном деле толкование понятия "бытовая услуга" привело к нарушению указанных принципов, поскольку, выполняя одинаковые виды работ и имея при этом сопоставимый экономический результат, налогоплательщики поставлены в зависимость от субъектного состава заказчиков (потребителей) данных работ и услуг, что привело к произвольному начислению предпринимателю недоимки, пени и штрафа и лишению права на применение льготного специального налогового режима.

Необходимо отметить, что схожий вывод Верховным судом был дан ранее в апреле 2022 года[55], однако в рассматриваемом Определении Судебной коллегией приведен более подробный анализ практики применения понятия «бытовые услуги» к налоговым правоотношениям в части патентной системы налогообложения.

Между тем, действующая редакция нормы подпункта 2 пункта 8 статьи 346.43 НК РФ[56] уже не содержит формулировки «бытовые услуги» по вводимым региональным законом дополнительным видам услуг. Соответственно спор с контролирующими органами в части возможности применения патента при оказании услуг заказчикам юридическим лицам или ИП может возникнуть только если непосредственно региональным законом оставлено понятие «бытовые услуги» в нормативном акте. Или при применении нулевой ставки по патенту для вновь зарегистрированных ИП в рамках п. 3 ст. 346.50 НК РФ.

Резюме: Судебная коллегия ВС РФ указала на ограниченное толкование понятия "бытовая услуга" в части возможности применения патентной системы налогообложения только при оказании услуг населению, поскольку, выполняя одинаковые виды работ и имея при этом сопоставимый экономический результат, налогоплательщики поставлены в зависимость от субъектного состава заказчиков (потребителей) данных работ и услуг.

 

5.  Валютный контроль
5.1 Банком России смягчены требования к операциям с нерезидентами при покупке недвижимости и оплате взносов в уставный капитал иностранных компаний.

Теперь оплатить, например, долю в уставном капитале иностранного юрлица можно[57] без индивидуального разрешения ЦБ РФ, если соблюсти одно из таких условий:

- перечислить деньги в рублях или в валюте страны, которая не совершает недружественных действий;

- провести операцию в валюте государства[58], совершающего эти действия, в размере не более эквивалента 15 млн руб. по курсу ЦБ РФ на дату платежа.

Где находится получатель денег, неважно.

Послаблению придали обратную силу: оно действует с 1 июня.

Ранее, чтобы провести операцию без индивидуального разрешения, требовали выполнить ряд менее гибких условий[59], а именно внесении средств в пользу резидентов только из дружественных стран в валюте дружественного государства или в рублях на сумму не более 10 млн руб.

Также резидентам разрешили[60], в частности, покупать недвижимость у зарубежных компаний, которые связаны со странами, совершающими недружественные действия. Меру приняли для случаев, когда оплату перечисляют через рублевый счет типа "С"[61].

Разрешение действует без ограничения срока.

5.2 Резидентам-физическим лицам разрешено покупать у нерезидентов недвижимость за пределами РФ и ценные бумаги.

Резидентам-физическим лицам разрешено покупать у нерезидентов недвижимость за пределами РФ и зачислять иностранную валюту на свои счета в иностранных банках[62].

Указанное положение также распространяется на строящиеся объекты недвижимости, находящиеся за пределами РФ.

Также Подкомиссией Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций принято решение разрешить[63] резидентам-физлицам зачислять на свои счета, открытые в зарубежных банках и иных организациях финансового рынка средства в валюте, полученные от нерезидентов по сделкам с ценными бумагами.

А также зачислять средства на свои иностранные счета, полученные от погашения ценных бумаг, которые хранятся у иностранного депозитария, иностранного банка или иной зарубежной организации финансового рынка. Эти организации осуществляют учет прав на ценные бумаги и их хранение за пределами территории Российской Федерации. Такое разрешение Подкомиссии действует без ограничения срока с 17 июня 2022 года[64].

Резюме: Правительственная комиссия Банка России планомерно снижает ограничения в части совершения сделок по покупке недвижимости, долей в уставном капитале иностранных компаний, а также по продаже акций как для российских организаций, так и для граждан РФ.

 

6. В некоторых случаях разрешили не указывать код товара в чеке на маркированный товар

Реквизитный состав кассового чека установлен ст. 4.7 Закона N 54-ФЗ и Приказом ФНС России от 14.09.2020 N ЕД-7-20/662 с учетом версий форматов фискальных документов[65]. Ошибка в любом из реквизитов, установленных указанными нормами права, является нарушением порядка применения контрольно-кассовой техники[66].

«Код товара" относится к обязательному реквизиту кассового чека.[67]

Реквизит "код товара" указывается в чеке при расчетах за товар, маркированный средствами идентификации, в том числе за лекарственные препараты для медицинского применения, для которых предусмотрена обязательная маркировка.[68]

Из этого правила есть исключения, когда кассовый чек может не содержать данный реквизит, они предусмотрены пп. "б" п. 3 названного Постановления. К ним, в частности, относятся следующие случаи:

· расчет не связан с передачей товара покупателю (пользователю), в том числе при приеме (получении) предварительной оплаты (авансов), погашении займов;

· кассовый чек с признаком расчета "возврат прихода" формируется при возврате товара с поврежденным или утерянным средством идентификации;

С 17 июня этот перечень дополнился[69], так как возобновили послабление по оформлению кассовых чеков при курьерской доставке и вендинге.

Так, до 28 февраля 2023 года можно не указывать код маркированного товара при покупках:

- по образцам или дистанционно;

- через юрлиц и ИП, которые оказывают курьерские услуги или услуги почтовой связи, связанные с доставкой товара конечным потребителям по поручению продавца.

Аналогичное послабление сделано для покупок до 20 апреля 2023 года в вендинговых автоматах, оснащенных автоматическим устройством для расчетов.

Кроме того, установили, что при продаже через вендинговые автоматы в кассовом чеке или БСО можно указывать код товара, входящий в код идентификации согласно формату фискального документа, и не указывать индивидуальный серийный номер товара (упаковки товара). Ранее послабление действовало до 20 апреля 2022 года.

Резюме: возобновили послабления при продаже маркированных товаров по образцам или дистанционно, через курьерскую службу или вендинговые аппараты в части указания кода товара в чеке. Послабление временное.

 

7. У граждан появится новый инструмент защиты своих денег от мошенников. С 1 октября физлица - клиенты банков смогут сами устанавливать запреты на проведение определенных операций по своим счетам.

С 1 октября 2022 года клиенты смогут самостоятельно устанавливать в банке, в котором они обслуживаются, запрет на онлайн-операции либо ограничивать их параметры. Соответствующее Указание Банка России уже зарегистрировано в Минюсте[70].

Банк России разъяснил[71], что установить запрет на дистанционные каналы можно в отношении отдельных услуг, например переводов, онлайн-кредитования, или на все операции. Помимо этого, появится возможность установить максимальную сумму одной операции или суммовой лимит на определенный период (на сутки, на месяц и т.д.). Чтобы воспользоваться бесплатным сервисом, клиенту нужно написать заявление в свой банк Форму документа и порядок его направления определяет кредитная организация

Примечательно, что отменить ранее установленный запрет или откорректировать его параметры гражданин сможет в любой момент.

Определено, что услуги по установлению самоограничений на онлайн-операции банки должны будут оказывать своим клиентам бесплатно. Если у физлица несколько счетов в разных банках, заявление на установление лимитов нужно будет подавать в каждый банк отдельно.

В Центробанке надеются[72], что это новшество поможет защитить средства людей, наиболее подверженных влиянию кибермошенников. Например, пожилых граждан. Ведь даже если злоумышленники смогли получить доступ к онлайн-банку, при наличии запрета на проведение онлайн-операций ни похитить деньги со счета, ни оформить на свою жертву кредит они все равно не смогут.

Для дополнительной защиты клиентов от действий кибермошенников с 1 октября этого года банки также будут обязаны проводить идентификацию всех устройств, с которых граждане совершают онлайн-операции, подтверждать их телефонные номера и адреса электронной почты.

Резюме: с 1 октября клиент банка сможет самостоятельно усилить безопасность совершения операций в дистанционном формате. Банки в свою очередь с указанной даты также будут обязаны проводить дополнительную идентификацию клиента в случае применения им технических устройств.

 




  • [1] Проект Федерального закона N 46702-8;
  • [2] П.3 ст. 45.2, "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.05.2022)
  • [3] пп. "а" п. 1 ст. 1 проекта Федерального закона N 46702-8
  • [4] п. 2 ст. 1 проекта
  • [5] п. 1 ст. 2 проекта
  • [6] п. п. 23 и 24 ст. 2 проекта
  • [7] п. п. 36 и 37 ст. 2 проекта
  • [8] п. 46 ст. 2 проекта
  • [9] п. п. 50 и 53 ст. 3 проекта
  • [10] п. п. 42 и 43 ст. 2 проекта
  • [11] п. 56 ст. 2 проекта
  • [12] п. 14 ст. 2 проекта
  • [13] п. 13 ст. 2 проекта
  • [14] пп. "б" п. 18 ст. 2 проекта
  • [15] ст. 4 проекта
  • [16] п. 9 ст. 1 проекта
  • [17] п. 2 ст. 1 проекта
  • [18] 1 июля 2022 года – п.1 ст. 45.2, "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.05.2022)
  • [19] п. 9 ст. 1 проекта
  • [20] п. 26 ст. 1 проекта
  • [21] п. 11 ст. 1 проекта
  • [22] п. 12 и пп. "б" п. 33 ст. 1 проекта
  • [23] пп. "п" п. 33 ст. 1 проекта
  • [24] п. п. 36 и 37 ст. 1 проекта
  • [25] п. 32 ст. 1 проекта
  • [26] П. 4 ст. 75, "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.05.2022)
  • [27] Определение Верховного Суда РФ от 16.06.2022 N 301-ЭС22-4481 по делу N А29-2698/2020
  • [28] Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 11.05.2022 по делу N А33-32879/2017, Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2021 N 10АП-8801/2021, 10АП-8803/2021 по делу N А41-22143/2020
  • [29] Определение Конституционного Суда РФ от 27.02.2018 N 526-О
  • [30] Постановление Президиума ВАС РФ от 06.07.2010 N 17152/09 по делу N А29-5718/2008
  • [31] Определение ВС РФ от 23.03.2021 N 307-ЭС21-17713
  • [32] Пункт 28 письма ФНС РФ от 10.03.2021 N БВ-4-7/3060@
  • [33] Федеральный закон от 28.06.2022 г. № 211-ФЗ
  • [34] ст. 1 Закона г. Москвы от 05.03.2003 N 12 (ред. от 23.11.2016), ст. 1 Закона г. Москвы от 07.10.2015 N 52 (ред. от 23.11.2016), ст. 1 Закона г. Москвы от 07.05.2014 N 26 (ред. от 23.11.2016), п. 1 ст. 1 Закона г. Москвы от 23.11.2016 N 37 (ред. от 12.07.2017), п. 1. ст. 1 Закона г. Москвы от 12.07.2017 N 22 (ред. от 24.11.2021)
  • [35] Закон Санкт-Петербурга от 14.07.1995 N 81-11 (ред. от 28.04.2022) "О налоговых льготах" (принят ЗС СПб 28.06.1995)
  • [36] <Письмо> ФНС России от 10.04.2019 N СД-4-3/6748@ <О применении пониженной ставки налога на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, в случае, если законом субъекта Российской Федерации срок применения данной ставки был продлен> (вместе с <Письмом> Минфина России от 22.03.2019 N 03-03-10/19406)
  • [37] Закон МО от 24.11.2004 N 151/2004-ОЗ (ред. от 16.03.2022)
  • [38] ст. 1, Закон Московской области от 25.04.2022 N 59/2022-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О льготном налогообложении в Московской области" (принят постановлением Мособлдумы от 14.04.2022 N 21/21-П), ст. 27, Закон Московской области от 24.11.2004 N 151/2004-ОЗ (ред. от 03.06.2022)
  • [39] ст. 2, Закон РТ от 02.08.2008 N 53-ЗРТ (ред. от 07.03.2020) "Об установлении налоговой ставки по налогу на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков" (принят ГС РТ 10.07.2008);
  • [40] ст. 2, Закон Нижегородской области от 14.03.2006 N 21-З (ред. от 05.05.2021) "О предоставлении льгот по налогу на прибыль организаций" (принят постановлением ЗС НО от 28.02.2006 N 1830-III);
  • [41] ст. 12, Закон Санкт-Петербурга от 14.07.1995 N 81-11 (ред. от 28.04.2022) "О налоговых льготах" (принят ЗС СПб 28.06.1995)
  • [42] Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2022 N 776 "Об изменении сроков уплаты страховых взносов в 2022 году"
  • [43] Приложение 1 к Постановлению Правительства РФ от 29.04.2022 N 776 (ред. от 15.06.2022) "Об изменении сроков уплаты страховых взносов в 2022 году"
  • [44] Письмо ФНС России от 22.06.2022 N БС-4-11/7683@
  • [45] Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24.03.2021 N Ф04-63/2021 по делу N А75-20919/2019
  • [46] Письмо Минфина России от 12.05.2014 N 03-11-11/22103
  • [47] Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 18.06.2018 по делу N А41-89786/2017; постановление АС Уральского округа от 25.12.2018 по делу N А60-21268/2018, Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2020 N 19АП-4185/2020 по делу N А48-14076/2019, Кассационное определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 09.02.2022 N 88а-2527/2022 по делу N 2а-204/2021
  • [48] Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 16.06.2022 N 305-ЭС22-1659 по делу N А41-6753/2021
  • [49] Статья 2 Закона Московской области от 19.12.2016 N 165/2016-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О ставках налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения в Московской области" и в Закон Московской области "О патентной системе налогообложения на территории Московской области" (далее - Закон Московской области N 165/2016-ОЗ)
  • [50] пункт 48 таблицы Закона Московской области N 165/2016-ОЗ.
  • [51] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24.11.2016 N 2496-р
  • [52] ГОСТ Р 57137-2016 "Национальный стандарт Российской Федерации. Бытовое обслуживание населения. Термины и определения"
  • [53] пункт 6 статьи 3 НК РФ
  • [54] пункт 7 статьи 3 НК РФ, постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 23 мая 2013 N 11-П, от 1 июля 2015 N 19-П, от 6 июня 2019 N 22-П.
  • [55] Определение Верховного Суда РФ от 15.04.2022 N 305-ЭС21-27837
  • [56] В редакции Федерального закона N 373-ФЗ от 23.11.2020 г.
  •  
  • [57] Решение Рабочей группы Банка России от 23.06.2022 N ПРГ-12-4/1383 "По рассмотрению вопросов выдачи разрешений на осуществление (исполнение) резидентами, нерезидентами операций (сделок), в отношении которых в связи с недружественными действиями иностранных государств установлены запреты (ограничения) на их совершение"
  • [58] Распоряжение Правительства РФ от 05.03.2022 N 430-р <Об утверждении перечня иностранных государств и территорий, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц>
  • [59] Решение Рабочей группы Банка России от 27.05.2022 N ПРГ-12-4/1113 "По рассмотрению вопросов выдачи разрешений на осуществление (исполнение) резидентами, нерезидентами операций (сделок), в отношении которых в связи с недружественными действиями иностранных государств установлены запреты (ограничения) на их совершение"
  • [60]"Выписка из протокола заседания подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации от 21 июня 2022 года N 64/1" (доведена Минфином России 22.06.2022 N 05-06-10/ВН-31554)
  • [61]П.5 Указ Президента РФ от 05.03.2022 N 95 "О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами"
  • [62] "Выписка из протокола заседания подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации от 14 июня 2022 года N 62/1" (доведена Минфином России 21.06.2022 N 05-06-10/ВН-31422)
  • [63]"Выписка из протокола заседания подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации от 14 июня 2022 года N 62/1", доведена Минфином России 21.06.2022 N 05-06-10/ВН-31422
  • [64] Информация Минфина России от 23.06.2022
  • [65] см. Таблицы 20, 58 и 96 Приказ ФНС России от 14.09.2020 N ЕД-7-20/662@ "Об утверждении дополнительных реквизитов фискальных документов и форматов фискальных документов, обязательных к использованию"
  • [66] Письмо ФНС России от 13.12.2018 N ЕД-4-20/24234@
  • [67] п. 5 ст. 4.7 Закона о применении ККТ, пп. "а" п. 1 Постановления Правительства РФ от 21.02.2019 N 174
  • [68] пп. "а" п. 3 Постановления Правительства РФ от 21.02.2019 N 174
  • [69] Постановление Правительства РФ от 16.06.2022 N 1090
  • [70] Указание Банка России от 18.02.2022 № 6071-У
  • [71] <Информация> Банка России от 28.06.2022 "Клиенты банков смогут добровольно ограничивать онлайн-операции для защиты от мошенников"
  • [72] Комментарии директора Департамента информационной безопасности Банка России Вадима Уварова из Информации Банка России от 28.06.2022




Другие услуги практики: