Уже долгие годы ФАС России ещё во главе с Игорем Артемьевым на уровне Межправительственного Евразийского Совета пытался легализовать «параллельный импорт» как право ввоза оригинальных товаров на территорию России без согласия правообладателя.
В 2020 году комиссия ФАС рассмотрела два дела по жалобам ООО «ТМР импорт» и ООО «АВТОлогистика» на KYB Corporation и Daimler AG, признав действия последних актом недобросовестной конкуренции.
По мнению представителей ФАС России, независимые импортеры предпринимали попытки получить разрешения у производителей на ввоз приобретенных за рубежом оригинальных автомобильных запчастей, маркированных товарными знаками правообладателей, однако их обращения не были рассмотрены, а какая-либо прозрачная процедура согласования других импортеров у производителей отсутствовала, что по мнению ФАС привело к использованию производителем своего неограниченного злоупотребления правом при наличии подтверждённого спроса у российских потребителей.
На днях Арбитражный суд Москвы отказал автоконцерну Daimler и производителю гидравлического оборудования KYB по искам, в которых они пытались оспорить предписания и постановления ФАС России, касающиеся импорта запчастей.
На наш взгляд - это очередная попытка ФАС России ослабить гарантированные законодательством антимонопольные иммунитеты.
Кроме того, ослабление антимонопольных иммунитетов может привести к тому, что российский рынок пополнится контрафактным товаром.
Но в деле ещё не поставлена точка. Мы будем наблюдать с интересом за развитием этих событий.
Тем не менее, учитывая, что решение арбитража уже состоялось, консультанты полагают, что регуляторная функция в данной сфере может усилится.
В связи с этим, ЛКП крайне рекомендует дилерам и дистрибьюторам обращаться к консультантам для проведения антимонопольного комплаенса и пересмотра соглашений с производителями с целью предотвращения нарушений антимонопольного характера и осуществления превентивных действий по их недопущению.